«Честь папахи»

М Водопьянов| опубликовано в номере №673, июнь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Город Дербент в средние века был опоясан мощной крепостной стеной длиною в сорок с лишним километров. Когда-то она считалась неприступной твердыней, не раз преграждавшей путь завоевателям. Стена, сложенная из тщательно обтесанных огромных камней, пригнанных друг к другу без всяких цементирующих составов, выдержала века.

В Дербенте есть старинные восточные кварталы - «магалы», - где небольшие двухэтажные домики наглухо огорожены и такие узкие проулки, что в них не разъедутся две арбы. Но не эти кварталы определяют лицо города, а широкие улицы с многоэтажными красивыми зданиями. В теплые вечера эти улицы заполняет молодежь: учащиеся сельхозтехникума и средних школ, молодые рабочие, колхозники - члены дербентских сельхозартелей - миллионеров, славящихся по всему Дагестану высокими урожаями винограда.

Приезжему трудно не обратить внимание, что на головах многих юношей лихо заломлены папахи из серого, золотистого или черного каракуля. Встречаются, конечно, и молодые люди с непокрытой головой, кое - кто носит фетровые и соломенные шляпы, кепки, но папах все - таки больше.

Юноши Дагестана не расстаются со своими папахами ни теплой южной зимой, ни жарким летом. «Мужчина без папахи, что конь без хвоста», - говорят горцы.

Папаха - «вывеска» мужского достоинства, знак чести мужчины. Но, к сожалению, многие понимают эту «честь» по старинке.

... Однажды в поселке Избербаш появился молодой портной Магомед Идрисов в шикарной каракулевой папахе. Идрисова направили закройщиком в артель «Кооператор», где работали одни девушки.

- А ну - ка, вы, пташки, посторонитесь! - пренебрежительно заявил новый закройщик в первый же день работы.

Вел себя Идрисов вызывающе. Если требовался утюг, он, не смущаясь, отнимал его у девушки, если не хватало ниток, он забирал катушку у любой мастерицы. Распоясавшийся закройщик осыпал мастериц бранью и оскорблениями.

Вначале девушки терпели, прощали. Но потом стали протестовать. Вопрос о нем решили поставить на комсомольском собрании, артели. Член ВЛКСМ Идрисов на собрание не явился. Как рассказывают очевидцы, он отправился в закусочную и хвастался там своим собутыльникам:

- Они у меня еще не так запоют!... Забыли дедовские законы: мужчина - все!

Само собой разумеется, что этого «мужчину» с позором изгнали из рядов комсомола. Случай стал достоянием общественности, о нем писала газета «Комсомолец Дагестана». А сколько подобных идрисовых еще не наказано за их хулиганское отношение к девушкам, несовместимое не только с высоким званием комсомольца, но вообще с нормами поведения молодого советского человека!

Корни высокомерного, пренебрежительного отношения к женщине уходят в седую древность. По древним дедовским законам, женщина должна была выполнять самую тяжелую работу и в поле и дома. Все общественные вопросы разрешались без ее участия. На сельский сход приглашали юношу или мальчика. Женщину, если даже она была главой семьи, на сход не допускали. Свидетельское показание одного мужчины приравнивалось к показаниям двух женщин. В присутствии посторонних женщина не имела права садиться за общий стол. Рождение дочери считалось несчастьем...

Еще более закабалил горянку шариат - мусульманское религиозное право, - насильно введенный в горах Дагестана Шамилем. Шариат низвел женщину до положения рабыни, узаконил выдачу замуж несовершеннолетних.

Великий Октябрь раскрепостил горянку. Чудесные перемены произошли в Дагестане. Тысячи женщин - аварки, лезгинки, кумычки, даргинки, татки и представительницы других тридцати шести национальностей, населяющих Дагестан, - работают педагогами, врачами, агрономами, зоотехниками, трудятся на промышленных предприятиях, в учреждениях и колхозах. Сорок женщин избраны депутатами Верховного Совета ДАССР, около четырех тысяч - депутатами сельских, районных и городских советов.

И все же отголоски адата и шариата иногда дают себя знать. Подчас дедовские законы оказываются не менее крепкими, чем выщербленные ветрами столетий камни дербентской стены.

... Одна молодая учительница из города Буйнакска, член обкома ВЛКСМ, рассказала мне о своей дружбе с видным в республике комсомольским работником.

- Мне он казался отличным товарищем, передовым человеком, лишенным всяких предрассудков, - говорила девушка, - но, к счастью, я во - время разгадала этого человека. Случилось это летом. В Махачкале стояла на редкость жаркая погода. Спасаясь от жары, молодежь отдыхала на пляже. Там же вместе с подругами была и я, в то время студентка педагогического института.

Увидев меня на пляже, мой «друг» закричал:

- Машидат, немедленно одевайся и уходи отсюда.

- Почему? - возразила я. - Ведь здесь мои подруги...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены