Через зеленый вход

Олег Спасский| опубликовано в номере №1121, февраль 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Официанты, обслуживающие нас в разных залах ресторана в отеле, приехали из Юго - Восточной Азии.

Десять процентов жителей Лондона составляют сегодня «небелые».

В первый день мы не стали ждать на этаже лифт, а решили спуститься по лестнице. Заблудились в переходах и вышли почему - то во двор. Мы - два моих спутника и я. И еще чернокожая пара. Нас окликнули, открыли дверь. Но человек, распахнувший дверь, встал так, что первыми могли пройти только мы, мужчины. Белые мужчины.

«Разделяй и властвуй» - принцип этот изобретен не сегодня. Он был одним из основополагающих постулатов еще в те времена, когда королева Виктория была «попутно» и императрицей Индии, когда над ее империей не заходило солнце, когда нулевой меридиан в Гринвича был изначальной точкой отсчета не только астрономического времени.

Вот и сегодня, как свидетельствовалось совсем недавно, в ноябре 1973 - го, на съезде Компартии Великобритании, «правящий класс рассчитывает, что трудящиеся - иммигранты могут быть использованы для того, чтобы подорвать, размыть завоеванные рабочими метрополии условия труда».

«Уимпи бар» - эти два слова встречаются в Лондоне так же часто, как «Ллойдс» или «Нэшнл Вестминстер бзик». Чуть ли не на каждой улице. В час ланча тысячи лондонцев спешат в «Уимпи». И вот рабочие - иммигранты, турки прежде всего, забастовали. На фотографии - я сделал ее на Оксфорд - стрит - пикет у входа в один из баров. Бастующие требуют решительного увеличения зарплаты и улучшения условий жизни. В «Уимпи» многие из них заняты 100 (пишу прописью - сто!) часов в неделю, за что платят им 30 фунтов.

Сверхэксплуатация иммигрантов, и в первую очередь «граждан второго сорта», становится чертой современной Англии («расизм, - подчеркивалось на съезде, - часть тактики, избранной монополиями для борьбы против всего рабочего класса, одна из попыток «разделять и властвовать»), и более всего от расизма страдают молодые рабочие. В частности, период' ученичества у чернокожего паренька, осваивающего специальность, в два раза дольше, чем у его белого сверстника.

Я не знаю, что более омерзительно - держать чернокожего парня на побегушках, вместо того чтобы учить делу, не пускать его в клуб на танцы или требовать с выходца из Индии за пинту пива в полтора раза больше, чем с коренного англичанина.

Да и могут ли быть степени у мерзости?

НАС ПОВЕЗЛИ в Гринвич. На нулевой меридиан. Но то ли туман смазал впечатление, то ли еще что, но знаменитый меридиан казался будничным и заурядным. Железная полоска шириной сантиметров пятнадцать - двадцать - вроде бы ничего особенного, хотя трудно удержаться от искушения постоять несколько мгновений сразу в двух полушариях Земли - одной ногой в западном, другой - в восточном.

Время, как известно, отсчитывается по Гринвичу. И я не стану сейчас повторяться, доказывать, что сегодня это уже только дань традиции. Не более.

Поездка в Гринвич больше запомнилась другим. Неподалеку от обсерватории стоят на вечном приколе два судна, вошедших в историю мореплавания.

«Катти Сарк» - торговое судно, бороздившее под парусами просторы морей в прошлом столетии и завоевавшее голубую ленту Атлантики уже в соревновании с судами, использующими силу пара. Это был самый быстроходный чайный, а затем шерстяной клипер, не знавший себе равных.

И «Джипси - Мот, 4», - тот самый «Цыган - мотылек», на котором сэр Фрэнсис Чичестер, шестидесятипятилетний мореход, в одиночку скитался по океанам. Наши газеты много писали о подвиге отважного джентльмена, проплывшего по тому маршруту, по которому неслась когда - то под парусами легендарная «Катти Сарк». Его одиссея - ода отчаянному мужеству и безрассудству, бросившим вызов домашнему благоразумию и всем силам ада. Он проплыл 28 с половиной тысяч миль от Плимута до Сиднея и обратно и финишировал национальным героем страны, истосковавшейся в ожидании рыцаря, восставшего против обыденщины и так называемого «здравого смысла».

Я прошел по суденышку. Все, кажется, продумано, все предусмотрено. И все - таки... Все - таки шестьдесят пять. Возраст не юношеский, а впереди штормы, бури и долгое, поистине бесконечное одиночество. Добровольное одиночество.

На видном месте табличка: яхта застрахована. Разумеется, конторой Ллойда.

Ллойд - крупнейшая страховая компания.

Ллойд всесилен. Он может все.

Застраховать малюсенькую яхту и громадный танкер. Ноги форварда, направляющегося на матч за океан. И бюст кинозвезды, прилетевшей из - за океана.

Ллойд всесилен. Он может все.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены