Через четырнадцать перевалов

В Овчинников| опубликовано в номере №695, май 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ржут привязанные кони. Женщины, хозяйничающие на крышах домов, перекликаются через улицу друг с другом. Монахи в высоких остроконечных шапках собирают пожертвования. В философском спокойствии застыл, опершись о старинное ружье, полицейский в широкополой шляпе и с длинной бирюзовой серьгой в левом ухе.

Когда разглядываешь толпу, наводняющую улицы Лхассы, особенно бросается в глаза любовь тибетцев к ярким, пестрым украшениям.

То и дело уличный шум покрывает пронзительный визг собаки, попавшей кому - то под ноги. Этих бездомных псов в Лхассе великое множество: в святом городе никто не смеет убить никакую живую тварь.

На перекрестках улиц стоят огромные бронзовые чаны. Во время религиозных празднеств, когда население Лхассы чуть ли не удваивается за счет стекающихся сюда паломников, в них кипятят чай. Однако и в обычное время в городе полно богомольцев, подаяниями которых кормится целая армия нищих, гадателей и монахов.

Каменные плиты у входа в монастырь Цзёкан отполированы до зеркального блеска. Люди, приходящие издалека за исцелением от недугов, часами бьют здесь земные поклоны. Стоящий тут же каменный обелиск с заклинаниями от оспы весь выщерблен. Паломники уносят с собой частички этого камня, полагая, что он может защитить от страшной болезни.

Однако все больше людей за последние годы начинает верить и в другие средства лечения. Народная больница Лхассы, оснащенная современным оборудованием, ежедневно принимает сотни больных. К помощи китайских врачей обращается немало и лам. Новые черты все явственней проступают в средневековом облике города, заметно меняя его. Вот группа юношей и девушек возвращается с занятий в школе национальных кадров, звонко распевая только что разученную песню. Караван яков уступает дорогу колонне автомашин, едущих к зданию государственной торговой компании. Оживленную толпу мы застаем перед местным отделением Народного банка. Сюда каждый день приходят за ссудами десятки лхасских кустарей - ковровщиков, чеканщиков, кузнецов, оружейников. Поток грузов из внутренних районов Китая растет из месяца в месяц. Промышленные товары из Пекина, Тянь - цзиня и Шанхая пользуются большим спросом на местном рынке. Каждого, кто приезжает в Лхассу, восхищает и потрясает Потала - Дворец далай - ламы, стоящий на краю города. Это выдающееся творение человеческих рук воплотило в себе характерные черты тибетской архитектуры. Его стены сходятся, как грани усеченной пирамиды, воспроизводя контуры горных склонов. Здание устремляется ввысь, словно вырастая из горы, на которой оно стоит.

Много интересного, почти сказочного можно увидеть в полутемных, прокопченных лампадами залах Поталы: и двадцатиметровые усыпальницы прежних далай - лам, сделанные из листового золота, в которое вкраплены неотшлифованные драгоценные камни величиной с яйцо; и помещения икцана - секретариата нынешнего далай - ламы, где все находящиеся в производстве дела хранятся в тряпичных узелках, развешанных по стенам; и древние фрески, рассказывающие историю тибетского народа. Если по невероятно крутым лестницам Поталы взобраться на самый верх здания, глазам становится больно от блеска позолоченных кровель. Отсюда можно разглядеть парк, пруды и беседки Норбулинки - летней резиденции далай - ламы, а еще дальше - домики и поля Лхасской агротехнической станции. Эта станция принадлежит к числу первых форпостов науки, на долю которых выпала честь положить начало разведке неизведанных богатств Тибета, его природы и недр.

Незадолго до нашего отъезда в Лхассе впервые в истории открылась выставка, на которой агротехстанция демонстрировала свои достижения: прекрасные овощи, впервые выращенные в этих местах, отлично прижившиеся здесь высокоурожайные сорта зерновых. На выставке были также показаны современные машины и орудия, с помощью которых ведется обработка опытных участков. Оживленные толпы народа с утра до вечера проходили по залам выставки. И это, пожалуй, убедительнее всего говорило о важнейшем сдвиге в сознании тибетского народа, о проснувшемся в нем жадном интересе к новому.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены