Человек мотору. Мотор человеку…

  • В закладки
  • Вставить в блог

Е. ВОЛКОВ. Количество и качество... Количество, переходящее в качество... На семинарах в Политехническом институте мы много рассуждали об основных законах диалектики. Но вот применение их на практике... Здесь, конечно, готовых рецептов не существует. Приведу такой пример. У нас в комитете ВЛКСМ решено создать посты качества на каждом производственном участке. Преимущества ясны. Месяца за три могли бы сеть постов организовать. Но будет ли достаточно высоким «качество постов качества»? Уверенности в этом у нас нет. И, чтобы не компрометировать полезное и важное дело, мы поступаем таким образом: в каждом цехе у нас сейчас по 2 – 3 поста, всего по заводу – до трех десятков. Мы их тщательно контролируем, проверяем, насколько они жизнеспособны, какие функции добротно выполняются, что следует изменить. Суть подхода – локально ограничив количество, получить высокое качество работы и распространить опыт на всех.

А. ДОБРЫНИН. Что ж, выглядит убедительно.

Е. ВОЛКОВ. Я вот о чем подумал, Анатолий Михайлович... Все мы знаем: гордость за свой труд, свое изделие – прекрасное чувство, необходимое каждому работнику. Ну, а если конечный продукт устарел, не соответствует требованиям дня, мировым стандартам? Скажем, молодой токарь или фрезеровщик всего себя отдает делу, детали с его станка сходят безупречные, но ведь ему небезразлично, где они используются? Сегодня ведь, к сожалению, вполне мыслима ситуация, когда рабочего паренька, который только что пришел на завод и старается, вовсю, спросят в его же городе: «Ты с какого завода? Что выпускаете? А... этот мусор...» Приятно ли такое услышать? И как с таким пареньком говорить о качестве?

Л. ДОБРЫНИН. Серьезный вопрос. Качество, разумеется, не только производственная, но и нравственная категория. Для работника любого звена. С моей точки зрения, по шкале спроса в первую очередь для руководителя. Вспомните ленинский тезис: «...Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование». Если устарела, не соответствует современным требованиям твоя продукция, значит, устарел и не соответствуешь современным требованиям ты сам. Сколько бы там лет не было указано в паспорте... Быть может, то, что я сказал, звучит слишком категорично, но, не забывая обо всех объективно существующих проблемах, обстоятельствах, трудностях, нельзя не видеть: качество – «визитная карточка» предприятия и человека, какой бы он пост ни занимал. XXV съезд еще раз со всей настойчивостью подчеркнул: партия – за смелость, поиск, творческую активность в решении производственных проблем. Каждый руководитель производства обязан задуматься: как закрыть путь некачественной продукции? При этом нельзя не видеть, что качество – это не какая-то застывшая мера: достиг известного уровня, вцепись в него и держись. Просто сохранять качество – мало. Его надо повышать. Систематически. Видя день завтрашний и послезавтрашний. Для этого нужно отчетливо представлять себе, что творится за воротами твоего завода – в стране и за рубежом, надо знать все важнейшие тенденции и «кульминационные точки», достигнутые в мире. Здесь, у крупных предприятий, разумеется, особое положение – и в смысле возможностей и в смысле ответственности. У нас на «ЯМЗ» научно-техническая библиотека получает 216 журналов, в том числе 78 зарубежных, бюллетени, сборники, научные труды из 25 информационных центров страны. В справочно-информационном фонде – больше 100 тысяч патентных документов, в фонде отдела главного конструктора – 21 тысяча патентов из США, ФРГ, Великобритании, Франции и других стран. Мы знаем, что происходит в мире, и изобретать изобретенное не намерены. Работая над новыми моделями двигателей, мы опираемся на весь запас отечественного и зарубежного опыта. Иначе нельзя. Сравнительные характеристики показывают, что мы достойно выглядим рядом с любыми конкурентами. Так что человек с «ЯМЗ» может по праву гордиться и своим трудом и его результатом. Следует только иметь в виду, что это право – не пожизненная рента, его нужно подтверждать и отстаивать изо дня в день, из года в год.

Е. ВОЛКОВ. Я задумываюсь вот над чем, Анатолий Михайлович... А возможно ли везде и всюду – в промышленности, строительстве, торговле, во всех сферах трудовой деятельности – повышать качество, не обеспечив необходимого количества? Возьмем такой пример: с жильем у людей много лучше стало, но еще не везде и не у всех. Приди к человеку, скажи: пойдешь в дом, который не до конца готов, не подкрашен, не подбелен, стекла не вставлены? Раньше этот человек, не колеблясь, ухватился бы за ключ. Сегодня, пожалуй, подумает. Завтра наверняка откажется...

А. ДОБРЫНИН. Но из этого нельзя делать вывод, что нехватка чего бы то ни было дает право на выпуск плохой, недоброкачественной продукции. Выполнение плана по валу не алиби для брака. И тем руководителям, которые этого пока не поняли, придется пережить перестройку, быть может, весьма болезненную. Достаточно прочитать документы XXV съезда, чтобы понять: эффективность, качество – это не «модные» слова, а характеристика нового этапа развития социалистической экономики, нового этапа жизни нашего общества... Мне значительную часть своей трудовой биографии довелось посвятить авиационным моторам. Представляете, как они были нужны в войну? Но разве это означало, что допустимы какие-либо компромиссы в вопросах качества? Надежность должна была быть стопроцентной. Есть и другая сторона дела. Качество – почти всегда и количество. Лучше – это, как правило, значит и больше. Ведь двигатель с повышенным моторесурсом фактически заменяет два-три двигателя прежнего типа...

Е. ВОЛКОВ. 10 тысяч часов до капитального ремонта – это практически означает пробег автомобиля в 600 тысяч километров.

А. ДОБРЫНИН. Новая задача, которую мы ставим: после капитального ремонта получить 80 процентов первоначального моторесурса. Вот и считайте: 10 тысяч часов до капитального ремонта плюс 8 тысяч часов после капитального ремонта. Этим закрывается жизнь двигателя. Чего мы достигаем? Как показывает статистика, раньше на жизнь двигателя приходилось от трех до пяти капитальных ремонтов. Если принять во внимание, что стоимость такого ремонта часто приближается к стоимости нового двигателя, то понятно, каких потерь удастся избежать. Мы тщательным образом изучили семейство двигателей «ЯМЗ» в эксплуатации, знаем, какие узлы могут быть улучшены и каким образом. Чтобы рубеж, о котором я говорю, успешно взять, нужно еще точнее, еще глубже проинформировать каждого работника завода, какую роль играет его личный труд в общем успехе, что он на своем месте может сделать для этого успеха.

Е. ВОЛКОВ. Вот вы, Анатолий Михайлович, за свою жизнь прошли многие трудовые ступеньки. Были фэзэушником, токарем, заочно кончали техникум и институт, работали технологом, начальником производства... Знаете несколько поколений рабочего класса. Какой вам видится нынешняя рабочая молодежь завода? Что нравится, что не нравится?

А. ДОБРЫНИН. Современная рабочая молодежь? В массе своей – грамотные, культурные ребята. Думающие. Стало сложнее и интереснее с ними работать. Если перед ними прописные истины вещаешь – не слушают. От души говоришь, по делу – муха пролетит, и то заметно. Прямого, откровенного разговора требует сегодняшняя молодежь. Такой разговор понимает и ценит. Снисходительное похлопывание по плечу ей ни к чему. Она руководителя не по пышным речам, а по реальным фактам оценивает. Тяга к учебе у современной молодежи огромная, и мы это всячески поддерживаем. Разве сравнишь парня с аттестатом и того, кто четыре класса с трудом осилил? Таких, впрочем, уже и не встретишь среди новичков, которые сегодня на завод приходят.

Е. ВОЛКОВ. Мы поставили задачу: «Каждому молодому рабочему завода – среднее образование».

А. ДОБРЫНИН. Обеспечить возможность постоянной учебы – забота первостепенная. Учатся у нас сейчас 13 тысяч работников завода, в основном, понятно, молодежь. Форм учебы множество – назову школу мастеров, школу рабочей молодежи, техникумы. Каждый год направляем наших стипендиатов в Политехнический институт...

Е. ВОЛКОВ. Мы в комитете комсомола работаем сейчас над перспективным планом – над нашим «блоком» в комплексной системе управления качеством. Как будет развиваться в ближайшие годы комсомольская организация, как будут меняться задачи, что нужно, чтобы достичь максимальной эффективности? Если мы только с позиций сегодняшнего дня подойдем – ошибемся в расчете. Завод не стоит на месте, и нам нужно не просто изучить динамику развития, но и самим сыграть в этом развитии активную роль. Подняться нужно на несколько ступенек «лестницы, ведущей вверх»... Ведь, бывает, приходишь в цех, спрашиваешь комсомольского руководителя: «Чем занимается организация? В чем ее доля в общем труде?» А он отвечает: «У меня все на станках работают». Разве это ответ? Так ведь и все другие общественные организации сказать могут: профсоюзы, ДОСААФ, общество охраны природы... Но в чем состоит твоя работа? Работа комсомола в цехе? Мыслить конкретно – этому учим и учимся.

А. ДОБРЫНИН. Хочу назвать еще одну проблему... Люди на заводе лучше зарабатывают, лучше одеваются, с жильем дела поправляем – каждый год 700 – 800 семей новоселье празднуют. Построили замечательный Дворец культуры, отличный Дворец спорта, есть свои ближние базы отдыха, есть приморский корпус в Ялте, пионерские лагеря, детсады, ясли. То, что у нас текучесть кадров ниже, чем на многих других предприятиях, радует. Огорчает другое: разве скажешь, что «качество» свободного времени устраивает молодых заводчан, а стало быть, и нас?

Е. ВОЛКОВ. До такого ответа, к сожалению, далеко. Кружки во Дворце культуры, цеховые вечера – это хорошо, конечно. Совет молодых специалистов организовал «Клуб интересных встреч» – зал ломится. Но мало всего этого. Когда мы проводили обмен комсомольских билетов и беседовали с ребятами, больше всего замечаний было связано с организацией свободного времени. Здесь у нас пока ничего похожего на «комплексную систему» не существует. Видим эту задачу, но с какого конца к ней подступить, чтобы решить не на бумаге, а на деле, не знаем. Вот и получается, что один в свободное время берет в руки книги, другой – удочки, а иные, как это нам ни неприятно, бутылку. Кстати, это не только у нас в Ярославле... И тут еще предстоит и поразмышлять и поработать, засучив рукава.

А. ДОБРЫНИН. Попробуем суммировать наш разговор... Сделать работу такой, чтобы она привлекала неисчерпаемостью проблем и реальностью решений. Показать каждому: вот твои резервы и возможности. Думай, твори! Сделать свободное время насыщенным открытиями, временем осмысленным, интересным, таким, в котором слово «Учеба» пишется с большой буквы. Сомкнуть одно и другое, ведь качество работы и качество жизни существуют в неразрывном единстве... Согласны с таким направлением поиска?

Е. ВОЛКОВ. Да, безусловно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены