«Чехов - это Пушкин в прозе»

К Ломунов| опубликовано в номере №651, июль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Летом 1895 года Чехов впервые гостил у Льва Толстого и, как он сообщал знакомым, «прожил у него 1,5 суток». Письмо Чехова об этой встрече проникнуто радостным настроением: «Впечатление чудесное. Я чувствовал себя легко, как дома, и разговоры наши с Львом Николаевичем были легки».

Толстому Чехов также «пришелся по душе».

«Чехов был у нас, и он понравился мне, - писал Толстой одному из сыновей. - Он очень даровит, а сердце у него, должно быть, доброе».

В дневниках и письмах Толстого можно найти положительные отзывы о многих повестях и рассказах Чехова. Чехов, привлекший внимание Льва Николаевича еще в 1889 году, становится одним из любимейших его писателей. В 1905 году Толстой составил список названий «30 хороших рассказов Чехова». Незадолго перед этим Лев Николаевич написал свое послесловие к чеховскому рассказу «Душечка». Много раз он читал «Душечку» вслух в кругу родных и знакомых и неизменно был глубоко взволнован содержанием рассказа и восхищен мастерством писателя.

«Чехов - несравненный художник, - говорил Толстой. - Да, да, именно: несравненный художник жизни... Главное же, он был искренен. А это - великое достоинство в писателе. И благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен».

Восторгаясь художественным мастерством Чехова, Толстой дал ему высочайшую оценку: «Чехов - это Пушкин в прозе». Лев Николаевич указывал, что у Чехова «необыкновенная техника реализма», что в его произведениях «все правдиво до иллюзии».

Но, отдавая должное таланту Чехова, Толстой, как известно, «не принимал» его пьес. В январе 1900 года Льва Николаевича пригласили в Московский Художественный театр на спектакль «Дядя Ваня». Он посмотрел пьесу и записал в дневнике: «Ездил смотреть Дядю Ваню и возмутился. Захотел написать драму Труп, написал конспект». Эта изумительная толстовская пьеса, названная впоследствии «Живой труп», наряду с «Дядей Ваней» и другими чеховскими пьесами не сходит со сцены наших театров.

Почему же Толстой отказывался «признать» драматургию Чехова? «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» казались ему произведениями без действия, произведениями, герои которых лишь говорят о своих настроениях и переживаниях. Впрочем, Толстой признавался, что он плохо знает среду, где живут герои чеховских пьес.

Один из современников писателя, П. П. Гнедич, записал свой разговор с Антоном Павловичем об отношении Толстого к чеховским пьесам:

« - Вы знаете, он не любит моих пьес, - уверяет, что я не драматург! Только одно утешение у меня и есть...

- Какое?

- Он мне раз сказал: «Вы знаете, я терпеть не могу Шекспира, - но ваши пьесы еще хуже. Шекспир все-таки хватает читателя за шиворот и ведет его к известной цели, не позволяет свернуть в сторону. А куда с вашими героями дойдешь? С дивана, где они лежат, - до чулана и обратно?»

И сдержанный, спокойный Антон Павлович откидывает назад голову и смеется так, что пенсне падает с его носа...»

Питая взаимное уважение, Толстой и Чехов находили друг у друга такие стороны, которые они осуждали. Толстой, например, огорчался тем, что Чехов, по его выражению, был «совершенный безбожник», а Чехов твердо выражал свое несогласие с толстовским «вероучением».

Но Чехов сумел отделить от реакционных религиозно-философских воззрений Толстого здоровое начало в его творчестве.

Смелая, беспощадная критика, которую Толстой в своих произведениях обрушивал на самодержавие, казенную церковь и правящие классы буржуазного общества, вызывала у Чехова глубочайшие симпатии к великому художнику.

«Надо, - писал Антон Павлович, - иметь смелость и авторитет Толстого, чтобы итти наперекор всяким запрещениям и настроениям и делать то, что велит долг».

Свое отношение к Толстому Чехов высказал словами: «Я ни одного человека не любил так, как его...» А о любви Толстого к Чехову мы знаем не только из писем и дневников Льва Николаевича, но и из многочисленных воспоминаний о нем. Особенно хорошо рассказал об их взаимоотношениях Горький. «Чехова он любил всегда», - свидетельствует Алексей Максимович.

Кстати, именно Чехов обратил внимание Толстого на самые ранние произведения Горького, а затем познакомил писателей. Встречи Толстого, Чехова и Горького в самом начале XX века - одна из самых значительных и волнующих страниц истории нашей литературы. Встретились корифеи русской классической литературы XIX века с молодым буревестником пролетарской революции - родоначальником литературы социалистического реализма.

В руки «настоящего человека из народа», как назвал Горького Лев Толстой, классическая русская литература в лице Толстого и Чехова передавала свои великие традиции и завоевания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены