C ветерком и солнышком

Тимур Аникин| опубликовано в номере №1739, Сентябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пищевые отходы в автомоторах, авиарейсы без топлива и другие транспортные новации завтрашнего дня

Впервые мысль о том, что обычные машины – какие-то скучные, посетила меня после классической киносцены «автомобиль Фантомаса выпускает крылья и взлетает». Картины «Назад в будущее», «Пятый элемент» (и немного «Трансформеры») только укрепили в подозрении, что автомобили можно и нужно радикально переделать. Бог с ними, с полетами: первый летомобиль появился еще до того фильма с Фантомасом, а сегодня есть британский Skycar, американский Terrafugia Transition и российская «Эволюция», все они прекрасно летают и помещаются в гараж.

Сделать авто безвредным для окружающих – задачка посложнее и поважнее.

Мейнстрим

«Экологически чистые» автомобили когда-то были просто модными на Западе, а теперь уже становятся угрозой для автомобилей традиционных. Гибридная (экономичный бензиновый и два электрических мотора) Toyota Prius сейчас – самый продаваемый автомобиль в Японии. Но лучшим автомобилем Северной Америки одну из предыдущих моделей Prius признали еще в 2004 году. Тогда же, пять лет назад, появился и первый спорткар на водороде – BMW H2R. Электричество и водород остаются основными способами сократить вредные выбросы машин в атмосферу. И воюют с загрязнениями не только автоконцерны.

Студенты и аспиранты знаменитого MIT (Массачусетский технологический университет) сейчас создают электромобиль, который будет заряжаться за 11 минут. Базой для проекта elEVen стал седан Mercury Milan Hybrid, в котором будет полностью заменена силовая установка. Подробнее о будущем рекордсмене по скорости зарядки можно узнать на сайте MIT.

Параллельное направление «зеленого автопрома» – уменьшение машин. Экология городского траффика – проблема не будущего, а настоящего. Это легко проверить, съездив из Москвы, например, в Женеву. Единственный принципиальный вопрос – как владелец мини-автомобильчика переживет столкновение с полногабаритным авто? Отсутствие ответа не мешает проектам «эко-малышей» плодиться и размножаться. The Cube дизайнера Карлоса Мендеза чем-то напоминает экономичную ступу сказочной Бабы-Яги, только моторизованную и поставленную на четыре колеса. На стоянке колеса этого «кубика-капсулы» втягиваются, теоретически эту суперкомпактную «машину» можно хранить не в гараже, а дома. Что до аварийности... все же The Cube защищает водителя лучше, чем довольно распространенное устройство под названием «мотоцикл». Пока существует лишь опытный образец, пожелаем Карлосу найти инвесторов. Гораздо ближе к выходу в народ (первая партия – в 2011 году) британский Riversimple – проект группы товарищей с финансовым участием Себастьяна Пиха (правнук Фердинанда Порше). Riversimple – водородный автомобиль, очень маленький, – примерно как Smart – очень легкий (350 кг!), с рекордно низким выхлопом углекислого газа. Здесь совмещено сразу несколько «экономящих решений» – композитный кузов, «возврат» в батареи энергии от торможения и так далее.

Левая резьба

Забыл сообщить – Riversimple и продаваться будет не так, как обычные машины. Точнее, продаж вообще не будет, англичане будут сдавать малышей в аренду по всей стране и брать помесячную оплату за использование машины и водородных заправок. Таким образом, авто приравнивается чуть ли не к мобильнику: как известно, у схемы «дорогой мобильник и дешевая сотовая связь» (к которой мы привыкли) есть и западный антипод: «дорогая сотовая связь – почти бесплатный мобильник, привязанный к ней контрактом».

С учетом плавного сокращения запасов топлива через двадцать лет мы, вот увидите, будем ездить на бесплатных бензиновых автомобилях (если такие останутся). И платить $500 за одну заправку.

Не роскошь, а средство передвижения для эпохи, когда топливо совсем закончится – HumanCar, который движется за счет энергии нескольких человеческих тел. Собраться с друзьями вчетвером и «грести» – и экономия на бензине, и фитнес. Голый каркас с рамой и рычагами – это, все-таки, скорее fun, чем альтернатива привычным легковушкам. А вот если изобретатели, как обещают, добавят электромотор и каркас...

Закончится нефть – а еда останется. Так рассудили американские школьники из Трентона и превратили старенький «Фольксваген Гольф» в Vegginator. Отработанное подсолнечное масло из школьной столовой + щелок, метанол и этанол – и бензин не нужен. Этот случай перехода на биодизельное топливо – экзотичный для нас, но вполне рядовой для США с их культом личного авто. Там же придумали и способ вручную сделать машину «полугибридной» – заменить штатный электромотор-генератор на аналог, оснащенный суперконденсаторами, запасающими энергию из движения машины. В общем, была бы совесть – а способ не загрязнять окружающий мир выхлопами найдется. Технологий, как видите, столько, что и у Фантомаса глаза разбегутся.

Когда от бензина избавятся на земле, неминуемо начнется борьба за очистку неба. Про экономичный вертолет Bluecopter на мерседесовском турбодизеле V6 говорить скучновато (хотя сокращение выбросов почти вдвое – это достижение). Лучше сообщу, что уже этой осенью, после четырех лет разработки, начнутся тестовые полеты Solar Impulse. Это самолет, который днем летит, подпитываясь солнечной энергией, а ночью – ей же, накопленной в аккумуляторах. Размах крыльев – в 65 метров, при этом самолет весит всего полторы тонны (из них 400 килограмм – аккумуляторы). Возглавляет данный амбициозный проект путешественник Бернар Пиккар, который очень хочет совершить на Solar Impulse кругосветный экологически чистый полет.

Если вам интересно узнать о российском летающем автобусе, гонках солнечных авто, и космическом шаттле на рапсовом масле (шутка), – пишите нам, let’s go green.

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте  о легендарном краснодарском враче Григории Артемовиче Пенжоняне, о тайнах и загадках «усадьбы-призрака», беседу с балериной Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталией Клейменовой, о жизни писателя, поэта, философа, критика Бориса Николаевича Бугаева, известного под именем Андрей Белый и о многом другом.  



Виджет Архива Смены

в этой теме

Сухопутный парусник

Ветромобиль разогнался быстрее ветра

Гроб на колесах

Новозеландец построил первый в мире мотоцикл-катафалк

Нагнать понтов

Такси с «блатным» госномером доступно каждому!

в этой рубрике

Земля атакует!

Как происходят цунами и когда на Венере зацветут сады

Щепки летят

Почему в России игнорируют проблемы экологии

Китайские штучки

В преддверии новогодних праздников «Смена» узнала, где можно разжиться электронными игрушками и разнообразными гаджетами по более чем скромным ценам

в этом номере

От кушетки к кушетке

Отдых «по обмену»

Трамвай

Выживет ли этот транспорт после 110 лет путешествия по рельсам

Болельщики против болезни

Сколько человек поедет на матч в Уэльс, и чем глорихантер отличается от маркитантки