Бумеранг

опубликовано в номере №918, август 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

«СМЕНА»:

Английский буржуазный журнал «Таун» имеет еще одно название: «Для мужчин». Репортаж Майкла Манна рассчитан именно «на мужчин». Манн говорит о своих «героях» с плохо скрытой симпатией. Ведь воевать - мужское занятие. Тем не менее репортаж этот интересен потому, что в нем, как в зеркале, отражается тот мир, где все продается и все покупается. Профессия наемника, «древняя, как сама война», не случайно нашла сегодня самое широкое применение в «свободном мире». Для борьбы с революционными движениями, для поддержки прогнивших и разваливающихся режимов хозяевам этого мира нужны такие люди, как Робер Динар, - люди без убеждений и привязанностей, люди, способные убивать и грабить без колебаний. Лишь бы платили. Этих ландскнехтов грязных войн можно встретить сегодня всюду, где народы поднялись на борьбу за свою свободу и независимость. Наемники не называют друг друга по фамилии. Где-то в глубине души они понимают, что иначе, как подонками, их не назовешь. Но именно на них делают ставку поборники колониальной «свободы». Ясно, что и эта ставка наверняка будет бита.

«Бескровная революция»

«Лайф», США

В Америке происходит бескровная, хотя и довольно-таки шумная революция - революция, связанная с такими событиями, как доминиканская трагедия, агония во Вьетнаме, борьба за гражданские права на американском Юге и против апартхейда в Южной Африке. Студенты американских колледжей, те самые «битники», которым всего лишь несколько лет назад ни до кого и ни до чего не было дела, неожиданно почувствовали ответственность за все происходящее, и теперь им есть дело до всего и до всех. «Что мы делаем в Санто-Доминго?» - требуют они ответа у представителей госдепартамента, которых посылают в студенческие городки объяснять американскую политику. И нередко сами студенты выкрикивают ответы. «Убирайтесь из Вьетнама!» - кричат они или: «Прекратите капиталовложения в Южную Африку!» От Новой Англии до Калифорнии честные молодые люди пытаются изменить тот мир, в создании которого они не участвовали.

«Мы - новое поколение людей, развивавшееся в сложные времена, - говорит Стивен Блок из Уиль-ямс-колледжа. - Существует холодная война и движение борьбы за гражданские права - это помогло нам осознать жгучие проблемы нашей собственной страны. Мы слишком пассивны, и это меня беспокоит».

Гаррет Ламбрев из Стэнфордского университета: «Я не верю в американский идеал. Все, что окружает меня, противоречит ему. Наша система недемократична: каждый человек живет сам по себе, и другие люди для него не существуют. Я социалист. Это единственно демократическая система. В капиталистическом обществе, по моему мнению, нет никаких возможностей ни для человека на дне, ни для человека в высшем обществе. Это тупик.

Я не коммунист. Но вьетнамцы тоже не думают, что они коммунисты. Мы ведем борьбу неправильными средствами - военным путем, вместо того чтобы создать такие условия, в которых нуждающиеся в этом страны могли бы развить приемлемые для себя системы самостоятельно. Но я не думаю, что капиталистическая система может это обеспечить.

Да, мы хотим, чтобы нас арестовывали, когда мы выходим на демонстрацию. Мы тем самым показываем общественности, что мы настроены серьезно. И мы показываем этим, что беспокоимся не только о себе, но и о своих соседях в такой же степени. Мы против насилия, и мы демонстрируем, что можем не повиноваться, не нанося вред тому или иному лицу. По крайней мере я надеюсь, что мы это доказываем».

«В этой стране, - говорит Говард Ромеин из Виргинского университета, - необходимо иметь своеобразные удостоверения личности - ученую степень, белую кожу и два автомобиля в гараже, - прежде чем будет позволено думать. А другие? Я считаю, что каждый, даже студент, который увидел несправедливость южной системы сегрегации, не может не понять, что это несправедливо, и не может бездействовать. Сегрегация искажает и разлагает умы даже хороших в основе своей людей. Я не могу с этим примириться.

Люди, принявшие участие а движении за гражданские права, не интересуются футболом, танцами или школьными развлечениями. Это игра, а мы уже не хотим больше играть в игрушки. Мы хотим иметь дело с жизнью, с реально существующими вещами. В то время, когда множеством людей овладела неуверенность почти во всем, мы отождествляем себя с борьбой негров и знаем, что это верно.

Компании нанимают на работу людей, которые будут послушными и сделают все, что им приказано. Им не нужны те, кто бросает вызов системе. И поэтому большинство студентов чурается нас: они боятся, что это повредит их карьере, хотя они и принимают участие в таких «приемлемых» действиях, как в Селме. Может быть, и правда, что жизнь полна компромиссов, но это для других, идти на компромиссы не для меня. Я не заинтересован в том, чтобы заполнить одно из пустых мест в обществе - ходить в школу, потом получить хорошую работу и молчать всегда, когда видишь, что кто-то поступает несправедливо. Когда приходит отчаяние, я думаю иногда: а может быть, взять и все это бросить? Но потом мне очень тошно оттого, что такая мысль у меня появилась. Люди спрашивают меня, что я буду делать, когда кампания борьбы за гражданские права кончится. Я говорю им, что эту борьбу мы выбрали не потому, чтобы чем-то заняться. Это - наше отношение к человечеству вообще, к людям всех цветов кожи везде на земле. И это не изменится».

Говарду вторит Давид Смит из университета имени Тафта: «Мы пытаемся изменить общество. В пятидесятых годах старшее поколение бежало от этого. Мое поколение знает, что мы должны ударить по системе, чтобы заставить ее ответить.

Система, частью которой был и остается мой отец, утверждает, что белый колониального типа дом, жаркое на обед и университетское образование для детей требуют, чтобы он не делал того, что хочет, а делал бы то, что заставляет его делать система.

Большинство студентов из семей среднего сословия видит свое жизненное призвание в том, чтобы сменить папочку, когда он уйдет на пенсию. Все наше общество движется в том направлении, где наступает конец вопросам. Я очень мало слышу переоценок, мало вижу людей, способных бросить вызов существующему порядку вещей.

Что я хочу - это видеть мир таким, где люди свободны в выборе решений, мир, где они не попадают в ловушку огромной скрытой власти немногих, где они не попадают в такие положения, из которых кто-то уже нашел для них выход. Я хочу «демократию с участием каждого», где я, как личность, вовлечен в деятельность всей системы, в которой я живу. Я хочу, чтобы у нас была система.

<часть текста утеряна>

Я вижу, что мы должны многое изменить политическим путем. Я кладу тело свое на пути системы с тем, чтобы остановить эту машину, действующую столь безумно и неправильно».

Доктор Уильям Слоан Коффин-младший из Йельского университета - ветеран «бескровной революции». В 1961 году он был заключен в тюрьму за участие в марше свободы в Алабаме.

«В пятидесятых годах, - говорит он, - студенты обычно не возражали против существующего уклада жизни. Вместо того, чтобы действительно использовать свое образование, они извлекли из него выгоду для себя - и только. Они больше стремились к спокойствию и комфорту, чем к правде, они были молчаливыми и в этом просто повторяли своих родителей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пятая сторона света

Юмористический рассказ