«Бригада как образ жизни»

Зиновий Малкин| опубликовано в номере №1267, март 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Уже много лет мы работаем на один наряд. Эта форма давно всеми одобряется. Но возникает сложность, о которой часто забывают: конфликты, возникающие с новичками в бригаде. Поначалу, когда коллектив еще не сдружился, и у нас такое бывало. Не секрет, что новичок, пусть он даже выпускник ПТУ, свой разряд не всегда сразу оправдывает: навыка еще не хватает. Коэффициент трудового участия полностью проблемы не решает, во всяком случае, в строительстве. Ну, и начинаются разговоры: дескать, за чужой счет живет. Каково это услышать подростку, нетрудно понять. Стерпеть? Или сразу уйти из бригады?

А мог ли я, предположим, дать команду прекратить подобные разговоры? Нет, конечно. Потому что ни приказы, ни призывы к сознательности не помогут – убеждать надо не словами, а делом. Как же сделать, чтоб никто из членов бригады не чувствовал себя обиженным, обделенным? Как защитить права новичка и в то же время кадровых рабочих достойно поощрять?

До 40 процентов зарплаты у строителей составляют различного рода премии. Вот эти-то проценты постепенно перешли как бы в мое распоряжение.

Спросят: а правильно ли это? Убежден, что правильно, при одном непременном условии: право на единоличное решение в таком деликатном вопросе надо завоевать. Иначе, кроме обид и конфликтов, ничего не получится. Поэтому я не старался сразу же навязать коллективу свою волю. Шел к этому постепенно.

Где-то до семидесятого года вопрос о распределении премий решали советом бригады. Но будем откровенны: у каждого члена совета свои симпатии и антипатии в бригаде, и это невольно влияет на решение. По-человечески могу понять: кому-то неловко голосовать за наказание товарища, у другого – иные причины. К тому же бригада обычно раскидана по нескольким объектам, и не все знают, как работают люди в других звеньях. Но ведь и у меня, у бригадира, могут быть личные пристрастия? Нет, не могут – не имею права на это. Но мне еще предстояло доказать бригаде свою полную объективность. Дело это непростое, поэтому и заняло не один год.

Я завел такой порядок: в начале каждого месяца собирал всю бригаду, зачитывал табель – кто как работал в прошлый месяц. Объявлял все невыходы на работу, нарушения техники безопасности и так далее. И для себя установил строгие правила, отчитывался перед бригадой во всем: например, если часть рабочего дня присутствовал на каком-либо совещании, то приносил об этом справку.

Полная честность в отношениях, подробная информация обо всем происходящем в коллективе, отсутствие компромиссов и поблажек кому бы то ни было – и ребята дали мне право на единоличное решение: «Давай командуй сам». Это, я считаю, не столько заслуга бригадира, сколько доказательство зрелости бригады, которая не боится доверить своему товарищу такое право. Но если бригадир не оправдает доверия, начнет вести какую-то двойную игру – рабочие могут его и наказать, проголосовав против. Дело в том, что в начале каждого года мы проводим бригадное собрание. В протоколе собрания два пункта. Первый – наши обязательства. А во втором записывается, что коллектив поручает бригадиру вести все работы, заключать договоры на подряд; бригада доверяет бригадиру распределять все виды премий в соответствии с разрядами и разрешает удерживать до 100 процентов премии за нарушения трудовой, технологической дисциплины. Протокол действителен, когда под ним стоят подписи всех членов бригады. Слишком жесткие правила? Я могу сказать одно: от нас ушел только один человек, недовольный такими правилами. И больше у нас не было ни конфликтов, ни разговоров о том, что кто-то получает не по заслугам. К новичкам-первогодкам мы договорились предъявлять требования несколько мягче.

За время моего бригадирства через бригаду прошло 64 новичка. Какой-либо системы, обязательных правил в приеме новых людей я не вырабатывал. Как принимаю новичков? Да, в общем, ничего особо примечательного. Познакомлюсь, покажу альбом «Путь бригады» – есть у нас такой альбом, местные журналисты помогли оформить. Что еще? В первые же годы становления бригады поставил условие руководству управления: все перемещения людей по объектам возможны только с санкции бригадира.

В первые дни, я знаю, принято закреплять наставника за учеником (или наоборот, ученика – за наставником). В нашей бригаде так не делается, потому что как можно одного человека закрепить за другим? Простая житейская вещь: а если ученику не по душе его будущий наставник? Можно ли в таком случае навязывать ему учителя? Я думаю, искусство настоящего наставника в умении так подобрать ключи к душе молодого парня, чтобы он сам к тебе подошел. Подошел посоветоваться даже не по рабочему, а по личному вопросу. Вот тогда ты можешь назвать себя наставником. Но ученику совсем не обязательно знать, что ты являешься наставником... Уточню, что это не касается обучения профессии. В смысле профессионального обучения и я могу сказать новичку: «Вот, такой-то рабочий покажет тебе, как обращаться с вибратором». Но наставником в полном смысле слова я его не назову. Наставника ученик должен выбрать в бригаде сам. А мы ему в этом, конечно, обязаны помочь. Если же свести все к передаче профессиональных приемов, то получится не наставничество, а обыкновенное обучение.

Год назад меня выбрали председателем постройкома стройуправления. Посмотрел я список наставников – 23 человека записано. Но я-то всех людей хорошо знаю и вижу, что в этот список даже любители спиртного попали! А настоящих, истинных наставников – от силы человек шесть. Спрашиваю: как же так можно?! Да вот, оправдываются в постройкоме, «сверху» список наставников потребовали...

Надо сразу договориться, что нам нужно: наставники или список наставников?

...Не так давно я передал бригаду, которой руководил с 1962 года, своему же ученику Славе Диденко. Дело прошлое, но когда лет тринадцать назад Слава появился в нашей бригаде, несладко нам с ним пришлось. В основном из-за характера его – вспыльчивого, резкого. Я тогда еще подумал, как бы не развалил мне Слава бригаду. Чувствовал, что этот парень из тех людей, кого называют неофициальными лидерами. Только куда этот «лидер» поведет – еще вопрос...

Но я отдаю должное: с моей ли помощью, нет ли, Слава нашел в себе силы справиться с характером, твердо стать на ноги, завоевать настоящий авторитет. Сейчас он депутат крайсовета, наставник молодежи. Почему я решил передать ему бригаду? Ну, возраст уже пенсионный, надо давать дорогу молодежи, и Славу я давно исподволь к бригадирству готовил. Кроме того, когда избрали председателем постройкома стройуправления, попросили заняться подготовкой наставников и в других бригадах. В своем же коллективе я остался кем-то вроде помощника-консультанта. Помогаю Славе, работаю с молодежью.

...Что же такое бригада? Группа людей одной профессии? Нет, нам мало того, что мы вместе строим тот или иной объект. Обыкновенные шабашники тоже работают сообща, но их и наши цели, заботы – разные. Мы сознательно берем на себя то, что не записано ни в каких производственных планах: возимся с трудным подростком; принимаем на выучку новичков; помогаем товарищу найти свое место в жизни; добиваемся передовых методов организации труда... Зачем нам все эти «лишние» хлопоты? Очень просто: хотим быть хозяевами своей жизни, не холодными ремесленниками.

Не об этом ли и строки нашей новой Конституции, где говорится о трудовых коллективах? Читаю их и думаю о всем пути нашей бригады, о том, как шли мы к тому, что теперь записано в Основном Законе. Давайте вспомним еще раз: «Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квали[zag\ фикации».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены