Большой симфонический

Б Любимов| опубликовано в номере №492, ноябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из клуба доносились звуки духового оркестра. - Ремесленники наши, - сказал мой спутник, работник горкома партии. - Молодые ребята, но обратите внимание, как чисто играют.

- Почему вы думаете, что это ремесленники?

- Да потому, что в нашем городе пока только один оркестр и есть - ремесленного училища. Они у нас монополисты по музыкальной части. Так сказать, большой симфонический... Устраивается ли вечер на комбинате, выдают ли аттестаты зрелости в средней школе - всюду приглашают музыкантов из РУ - 10.

«Большой симфонический» - это обещало быть интересным... С этим училищем стоило познакомиться поближе.

... У ворот довольно большой территории, огороженной деревянным забором, толпилась группа молодых людей. У всех в руках были баулы, корзинки, чемоданчики, футляры с музыкальными инструментами, - видно, они собирались куда - то ехать. Какая - то девушка - блондинка напевала популярную мелодию, парень с веснушками вслух повторял стихи Исаковского «Всё та же даль, всё та же синева...» В стороне, держась одной рукой за забор, черноглазая девушка озабоченно выделывала замысловатые балетные движения. Всё это мало напоминало подъезд ремесленного училища, где готовят слесарей, токарей, электромонтажников, электросварщиков и кузнецов.

Однако это было именно так: здесь действительно помещалось ремесленное училище № 10 - РУ - 10, как сокращённо называли его псе в городе, а шумная ватага, встретившаяся нам у ворот, - не кто иные, как воспитанники училища, любители искусства. Они ждали машин, чтобы отправиться в Ново - Покровский район: там они собирались дать концерт для колхозников.

Выл погожий день. Солнце щедро обогревало землю. У входа в канцелярию, на скамейке, сидел пожилой человек, в белой рубахе, с накинутым на плечи пиджаком, и внимательно наблюдал за молодёжью. В его глазах, добрых и ласковых, сквозила грусть - так смотрит отец на детей, покидающих родительский кров.

- Теперь они уже не мои, - сказал он со вздохом. - Они уже комбинатские. А у меня к осени новые будут. И так уже в который раз!...

Иван Макарович Кошелев - так зовут старика - старший мастер ремесленного училища. Это его должность. На самом же деле он не только мастер: он и воспитатель, и наставник, и старший товарищ. Приехал Иван Макарович сюда, в Ново - Троицк, четыре года назад. Тогда здесь, на голом клочке южно - уральской степи, был лишь маленький посёлок. Но уже съезжались со всех концов люди, с утра до поздней ночи не умолкал шум стройки: начиналось огромное строительство металлургического комбината. Тогда же решено было организовать и ремесленное училище, чтобы готовить кадры для будущих механических цехов завода.

- Вот на этой площадке, где мы теперь с вами сидим, - рассказывает Иван Макарович, - был грязный, заваленный мусором двор, а вот в этих домах, где живут сейчас наши ребятишки, жили строительные рабочие, - тогда ещё трёхэтажные нары были. Застал я тут сто сорок ребят. Из детдомов, детприёмников, просто беспризорников. Многие из них были сиротами: родителей потеряли на войне. Время было трудное. Не хотелось беспокоить государство. Вот мы и решили сами устраивать свою жизнь, да так, чтобы получше. Не было кроватей - ребята сами собирали проволоку, куски железа, а кузнецы нам их гнули, сварщики варили, - смотришь, и железные койки получились. Постели нам из Чкалова привезли. Помещения, конечно, тоже сами побелили, поштукатурили. А дворик этот, что вы видите, клумбы, деревья - тоже сами оборудовали: расчищали площадку, сажали цветы, сносили саженцы из питомника. И оградку эту железную тоже сами сделали. Потом уж и волейбольная сетка появилась и турники для гимнастики. Сейчас о футбольном поле мечтаем. И хозяйство своё есть - десять гектаров земли обрабатываем: пашем, сеем, убираем. Своя картошка, своя капуста, своё пшено...

Обо всём этом Иван Макарович рассказывал не без гордости. В самом деле, можно гордиться тем, что люди сумели создать поистине образцовое ремесленное училище, несомненно, одно из лучших не только в Чкаловской области, но и на всём Урале.

Четыре года существует РУ - 10. За это время выпущено уже семьсот пятьдесят человек. Подавляющее большинство их работает в цехах строящегося комбината. Из выпускников первого набора десятки стали уже мастерами и сами обучают новых рабочих. О Василии Обухове, Анатолии Трофимове, Анне Кузнецовой, Дмитрии Сараево говорят, что «они и старичкам не уступят».

В мастерских, в классах, в общежитии - всюду образцовый порядок, безукоризненная чистота, и это бросается в глаза. Кстати, мастерские тоже созданы руками самих учеников и инструкторов. Станки буквально собирали по винтику. Теперь училище имеет уже семнадцать станков.

Мастерские напоминают лабораторию научно - исследовательского института - так здесь чисто, светло и просторно. Стройными рядами, как по ниточке, стоят слесарные тиски, токарные станки. В центре, на возвышении за столиком, словно профессор на кафедре, сидит мастер в синем комбинезоне. Ему отлично видна вся группа.

Иван Макарович познакомил нас с мастером - инструментальщиком Иваном Тарасовичем Шимковым.

Ребята очень любят его. Любят не только за то, что он хорошо учит их, но и за его боевую биографию. А биография у него, надо сказать, богатая. Где только не воевал он! И на Халхин - Голе, и в снегах Финляндии зимой 1939 - 1940 года, и на северных берегах в годы Великой Отечественной войны.

Когда мы возвращались с ним из мастерских, нас нагнал какой - то ученик. В руках он держал заржавленный болт.

- Иван Макарович, разрешите обратиться? - сказал он старшему мастеру.

- Пожалуйста.

- Я болт нашёл. Куда его теперь?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены