Большой художник слова

Лев Никулин| опубликовано в номере №689, февраль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 75-летию со дня смерти Ф. М. Достоевского

В феврале 1956 года исполняется 75 лет со дня смерти всемирно известного русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Трагически сложилась судьба этого замечательного прозаика, глубокого и тонкого психолога, сложного и противоречивого художника. Его повесть «Бедные люди» сразу обратила на себя внимание великого русского критика Белинского. Автор быстро заслужил признание читателей. Бедность, лишения, нищета, несправедливость, царившие кругом, будили в нем чувство гнева и скорби, глубокое сострадание к слабым, которых оскорбляли и унижали сильные.

Достоевский был сыном врача Мариинской больницы а Москве. Юные годы его протекли во флигеле на улице, которая теперь носит его имя. Молодость и зрелость Достоевского прошли в те годы, когда Россию угнетал бесчеловечный деспотизм Николая I. Уже получивший известность писатель был членом кружка Буташевича - Петрашевского. Увлечение идеями утопического социализма, в которых впоследствии разочаровался писатель, привело его в Сибирь, на каторгу, а затем в ссылку в город Семипалатинск.

Царь жестоко расправился с петрашевцами. Достоевскому был вынесен смертный приговор. Помилование произошло только на эшафоте, после того, как над приговоренными проделали все мрачные церемонии, предшествующие казни. Все это, а также каторга и ссылка, не могло не отразиться на творчестве писателя. Царская каторга получила правдивое, потрясающее отображение в замечательном произведении «Записки из мертвого дома». Возвратившись из ссылки, Достоевский создает романы «Униженные и оскорбленные», «Подросток», «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и его обитатели» и другие произведения. Писатель, сам переживший лишения, унижения, бедность, нарисовал глубоко волнующие картины быта городских трущоб, отчаяния и страдания городской бедноты. Сытая, низменная жизнь буржуазного и дворянского общества вызывала в нем возмущение. Но вместе с тем писатель, рисуя картины тяжкой жизни угнетенных, призывал их не к борьбе, а к смирению, покорности. В ряде произведений он даже клеветал на лучших, передовых людей России - революционеров. Об этих разительных противоречиях в творчестве Достоевского не следует забывать, читая и перечитывая его произведения.

Нет никакого сомнения в том, что Достоевский был загублен самодержавным строем. Пережив тягчайшие испытания - каторгу, ссылку, солдатчину, - он был подавлен этими испытаниями и, к сожалению, ответил на них не борьбой, не изобличением гнусного строя, а пытался оправдать зло, творимое царем, помещиками, буржуазией. Однако в лучших его произведениях мы видим луч света, правды и сострадания униженным и оскорбленным.

Советские читатели умеют отличать свет от мрака в произведениях Достоевского, они видят в них жизнь, какой она была в действительности в то время, когда творил писатель.

В нашей стране книги Достоевского издаются в сотнях тысяч экземпляров. Театры отмечают семидесятипятилетие со дня смерти писателя постановками инсценировок его произведений.

Писатель Михаил Никитин недавно закончил повесть «Здесь жил Достоевский», в которой рассказывается о днях ссылки Достоевского в Семипалатинске, о его мучительных переживаниях, исканиях правды. Отрывок из этой повести предлагается вниманию читателей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены