Боевой день пикировщиков

Б Арсеньев| опубликовано в номере №355, Март 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце беседы начальник штаба авиачасти вынул из шапки три документа и протянул их со словами:

- А это для полноты картины. Прочитайте. Вот что гласили документы:

«... Неоднократные действия летчиков, громивших фашистов, наблюдались с восхищением частями армии. Случай, когда 26 фашистских стервятников собирались атаковать дивизию на марше, но были разогнаны и не допущены эскадрильей МИГов, до сих пор с гордостью за наших летчиков вспоминается в частях армии, так же как и другие героические действия летчиков соединения» (из приказа по Н - ской армии № 017).

Второй документ, за № 055, был подписан командующим военно - воздушными силами фронта:

«... Всем частям ставлю в пример боевую работу авиачасти и требую работать так же, как эта авиачасть».

И, наконец, третий приказ по Н - ской армии: «... За 13 неполных летных дней уничтожено и повреждено танков 49, автомобилей 817, орудий 20, зенитно - пулеметных точек 19, спецавтомобилей 3 тракторов 1, легковых автомобилей 1, повозок 315, солдат и офицеров свыше 3000».

- Это работа летчиков подразделения майора Зайцева, - сказал полковник, указывая на последний документ. - Отличные пикировщики! Советую познакомиться.

Летчики подразделения, которым командует тов. Зайцев, стали пикировщиками сравнительно недавно. В отечественную войну они вступили как обыкновенные бомбардировщики. Новую материальную часть осваивали на ходу, в процессе боев. Чтобы представить себе, насколько это сложный и трудный процесс, надо знать особенности пикирующей авиации.

По скорости пикировщик не уступает хорошему истребителю. Бомбовая нагрузка у него лишь немногим меньше, чем у среднего бомбардировщика, а вооружение более мощное.

Пикирующий бомбардировщик может атаковать цель не только при горизонтальном полете, как всякий самолет, но и с пикирования, то есть под большим углом, с резкой потерей высоты.

В чем преимущество бомбометания с пикирования?

Летчик направляет свой самолет почти отвесно прямо на цель и сбрасывает бомбу на высоте тысячи, а чаще четырехсот - шестисот метров и сразу же выходит из пике. При этом не только резко увеличивается меткость бомбометания, но намного возрастает разрушительная сила авиабомбы. Максимальное приближение к цели позволяет пикировщику с большей меткостью обстрелять цель также из пушек и пулеметов.

Пикирующий самолет чаще обычного бомбардировщика имеет дело с малыми, точечными целями. Зачастую он выполняет индивидуальные боевые задания, действуя в одиночку. Найти цель, атаковать ее на пикировании, точно и вовремя сбросить боевой груз, в нужный момент выйти из пике и уйти от огня зениток, отбиться от атак вражеских истребителей - таков далеко не полный перечень задач, которые приходится решать экипажу пикирующего бомбардировщика в боевом полете.

Не сразу приходят мастерство, уменье. Но летчики подразделения тов. Зайцева удивительно быстро стали первоклассными пикировщиками. Экзамены они сдавали в жестоких битвах с воздушными пиратами и наземными колоннами вражеских войск. Вот их «отметки»: среди летного состава части двадцать восемь орденоносцев, шесть полностью орденоносных экипажей.

За полгода летчики - бомбардировщики сбили двадцать четыре немецких истребителя. Только один экипаж сержанта Мельникова на протяжении трех месяцев уничтожил три «Мессершмитта». Кстати несколько слов об этом комсомольском экипаже: самому Мельникову всего двадцать три года, его штурману сержанту Гапоненко двадцать лет, стрелку - радисту старшине Коверникову двадцать один год. Фактически все трое начали свою самостоятельную летную жизнь лишь в октябре прошлого года, а до этого друзья учились в летных школах и о боевых подвигах только мечтали. Сейчас у всех троих ордена Красного знамени на груди...

... Вот стоят на снежном аэродроме узкокрылые двухмоторные машины.

Возле самолетов хлопочут люди. Беспрерывно подъезжают автоцистерны с горючим, подвозятся боеприпасы, снаряжение. Техники заправляют машины горючим, в кассеты закладывают легкие осколочные бомбы, в бомбовые люки прячут фугасные.

Вся подготовка к боевому вылету занимает не больше пятнадцати - двадцати минут. А ведь совсем недавно на это уходило не меньше часа!...

Наконец все закончено. Инженер по вооружению капитан Моисеев проверяет боезапас пушек и пулеметов. К машинам направляются летчики. Один за другим, вздымая тучи снежной пыли, мчатся по полю бомбардировщики и быстро скрываются в дымке морозного неба. Над аэродромом барражируют истребители прикрытия. Пикировщики ушли выполнять боевые задания.

... Тов. Зайцев ожидает возвращения экипажей на своем наблюдательном пункте: это ящик, водруженный на снежном сугробе. Зайцев не выпускает из рук большого бинокля. Время от времени он поглядывает на часы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об уникальном художнике из Арзамаса Александре Васильевиче Ступине, о жизни и творчестве замечательного писателя Фазиля Искандера, о великом «короле вальсов» Иоганне Штраусе, о трагической судьбе гениальной поэтессы Марины Цветаевой, об истории любви  Вивьен Ли и Лоуренса Оливье, новый детектив Андрея Дышева «Час волка» и многое другое.

 

Виджет Архива Смены

в этом номере

Падение Парижа

Отрывки из 3-й части романа