Бобровый заповедник

Н Колли| опубликовано в номере №281, май 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лесная чаща бобрового заповедника. Густой лес, непролазные кустарники, поваленные бобрами деревья – все это создает впечатление джунглей. Не верится, что находишься в пяти километрах от железной дороги.

Лес пересекает спокойная река Усманька. Это имя река получила в отдаленные времена от татар-кочевников, оно означает «Красавица».

Затерянный, как оазис в степном пространстве, заповедник дает приют разнообразным представителям лесной фауны. Здесь обитают стада благородных оленей, зайцы, куницы, норки и лисицы. Не преследуемые человеком, они чувствуют себя свободно, и с каждым годом их количество увеличивается.

На ветвях деревьев и в чаще леса живут разнообразные, разноголосые птицы, наполняющие воздух несмолкаемым пением: хрипят вальдшнепы, заунывно перекликаются иволги, протяжно стонут кукушки, долбят деревья пестрые дятлы, заливаются лесные жаворонки...

Но как только солнце скроется за горизонтом, и свет зари растает в воде, затихают неугомонные звонкие голоса птиц. Слабый ветерок чуть-чуть колышет вершины деревьев. Тихо...

Под покровом ночи начинают просыпаться ночные жители леса: блуждающим полетом порхают силуэты летучих мышей, перекликаются болотные совы, где-то далеко слышен крик сыча и лай лисиц; озираясь по сторонам, бобры направляются к растущим у реки деревьям...

Когда-то бобры обитали во многих местах. Характерно: в поле герба города Боброва был изображен бобр. Многие названия рек Воронежской области произошли от слова «бобр» – Бобровка, Бобрица.

Густой шелковистый мех бобра и в то время ценился очень высоко. Но хищническая охота встарину привела почти к полному исчезновению этих ценных зверей.

Несколько бобров, привезенных 50 лет назад в имение Рамонь, в половодье уплыло оттуда и расселилось по расположенным вблизи водным пространствам. Они и считаются родоначальниками современных бобров, размножившихся здесь.

На небольшой лодке-плоскодонке вместе с охотником-наблюдателем Крюковым – мы проезжаем по реке, пристально всматриваясь в темноту, чтобы увидать бобра. Лодка бесшумно плывет. Прибрежные деревья пойменного леса: ольха, осина, береза – обрамляют с обеих сторон реку, образуя ворота. В лесу слышен странный звук: как будто скоблят дерево. Чуткий зверь, услышав наше приближение, вприпрыжку побежал к реке, грузно опустился в воду и оглушительно ударил хвостом по поверхности, предупреждая об опасности. Вслед за этим последовали еще удары, и наступила тишина.

В хлопотливой работе проводят ночь бобры. Подгрызая конусообразно ствол дерева, иногда почти в метр толщиной, они валят его. Они сплавляют ветки, отгрызанные от осины, березы и клена, по специально вырытым каналам и втыкают их в дно реки, около своего жилища. Чтобы запрудить воду и держать ее на одинаковом уровне, в узких местах реки бобры сооружают плотины. Самцы подтаскивают строительные материалы – ветки, сучья, землю, – самки строят. Строительное искусство бобров вызывает удивление. Они так прочно укрепляют плотину, что по ней свободно может пройти человек.

Жилище бобра приспособлено к условиям, в которых он находится, и поражает своей чистотой и удобством.

В нем имеется «спальня», устланная мелким древесным материалом, и «столовая». На случай затопления или преследования проложено несколько запасных выходов в воду и лес.

Рано утром, как только восток загорится розовым светом, бобры прячутся в свои подземные жилища, а наблюдатель ходит по лесу и с зоркостью следопыта всматривается в следы, чутко вслушивается, прильнув к гнезду бобра, нет ли там маленьких бобрят. Жизнь в поведение бобров мало изучены. Чем они питаются, что делают ночью, так проводят время, где бывают, – все, до мелочей, записывает в дневнике наблюдатель.

Государственный бобровый заповедник организован в 1923 году. Сейчас он занимает обширную территорию в 32 000 гектаров. В заповеднике живет на воле более 500 бобров; 60 бобров, выловленных за два года для опытов, содержатся в неволе. Научные сотрудники ведут над ними тщательные наблюдения, изучают их привычки, вкусы, повадки. У бобров в неволе появились любопытные особенности: зимой нескольким бобрам, содержавшимся в помещении, давали мягкий корм – отруби и прочее. За короткое время у бобров так отросли зубы, что они не могли закрыть рта. Оказалось, что зубы y бобров растут на протяжении всей жизни, но на воле они отбиваются. Научным работникам доставило много хлопот срезать бобрам разросшиеся зубы.

Воронежский заповедник является самым крупным обиталищем бобров в Советском союзе. Его экономическое значение очень велико.

Он является рассадником бобров для других заповедников Советского союза. Так, семейства воронежских «бобров, несколько лет назад выпущенные на волю в лапландском заповеднике, расселились там и быстро размножились.

Мех бобра имеет большую ценность. Разведение и охрана бобров являются, поэтому одной из важных отраслей советского пушного хозяйства.

Воронеж

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены