Благословение

Георгий Степанов| опубликовано в номере №764, март 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Светлым майским вечером, выйдя на Невский Гоголь купил большую охапку сирени и отправился к Плетневу, у которого каждую среду собирались друзья. Там Гоголя принимали радушно, а Жуковский, Вяземский, Карамзин, Дельвиг после того, как молодой писатель прочел им первую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», ласково, а шутку прозывали его «пасичником».

Уткнув нос в душистые гроздья сирени, Гоголь идет не спеша. Да и чего спешить, когда на вечерних улицах так тихо, тепло; в небе ярко золотятся тонкие полосы серебристых тучек; дышится легко, и сирень пахнет так же хорошо, как в далекой и милой Малороссии, где сейчас тоже май, чудесный, цветущий, благоухающий май!

Профессор словесности Плетнев снимал многокомнатную квартиру с просторной гостиной в большом каменном доме, половина окон которого выходила во двор, засаженный молодыми липами и кленами.

Обычно на литературные среды Плетнева собиралось не много людей. Сегодня же гостиная полна народа, все окна распахнуты настежь, и оттого даже на улицу доносится дружный многоголосый гомон.

«С чего бы столько гостей?» - остановился Гоголь, но тут же решительно взбежал на крыльцо.

Неловко поклонившись гостям, он хотел было неприметно, бочком проскользнуть в дальний угол гостиной, где у окна стояло облюбованное им глубокое кресло, но Плетнев тотчас же поймал его за руку.

- А знаете, пасичник, - сказал он торжественно, - у меня сегодня будет Пушкин!

- Да, да! - подтвердил Василий Андреевич Жуковский, зная, как давно и страстно мечтал Гоголь о встрече и знакомстве с Пушкиным. - Он с молодой женой остановился в Петербурге проездом из Москвы в Царское Село.

- Неужели, неужели увижу? - растерянно прошептал Гоголь.

- Не только увидите, но и будете подведены под его благословение! - пообещал Плетнев. - Вы только не робейте.

«Легко сказать - не робейте», - подумал Гоголь и, встряхнув длинными волосами, падавшими на лоб, порывисто пожал суховатую руку Плетнева:

- Буду век вам признателен, Петр Александрович!

- Садитесь здесь, - предложил Плетнев, подводя Гоголя к круглому столику, стоявшему подле турецкого дивана, - и дайте мне сирень, я поставлю ее в воду.

Услужливый, деловой и исполнительный Плетнев заведовал изданием сочинений Пушкина, и поэтому Пушкин постоянно переписывался с Плетневым. Дожидаясь теперь прихода поэта, Петр Александрович не без гордости говорил гостям, что он из - за строгой критики Пушкина бросил писать стихи, занялся критическими статьями и все еще живет под секретным надзором полиции, который был учрежден над ним еще в ту пору, когда Пушкин находился в изгнании на юге.

Последним обстоятельством он явно хвастал (известно было, что надзор с него уже давно сняли).

Ни один человек в России не интересовал Гоголя больше, чем Пушкин, и молодой писатель с необыкновенной жадностью слушал все, что касалось великого поэта. Встреча с Пушкиным - это, пожалуй, было самое заветное. Но что скажет он Пушкину? Как отнесется Пушкин к нему?

Эти мысли так волновали, что, когда подали вазочку с мороженым и рюмку с крепкой вишневой наливкой, Гоголь даже не притронулся к ним. Он сидел как на иголках, поминутно оглядываясь на дверь, в которую входили новые и новые гости.

Пушкин! Вот сейчас придет и, кто знает, быть может, произойдет нечто совершенно исключительное, такое, что положит начало всему самому славному в жизни.

Глядя на Плетнева и Жуковского, окруженных гостями, Гоголь то расстегивал, то застегивал перламутровые пуговицы на оранжевом жилете, с волнением ожидая появления в гостиной того человека, поэзией которого была окрашена вся юность, все сознательные годы жизни. Под влиянием Пушкина формировалась душа, художественные вкусы; пушкинских «Цыган», «Полтаву», главы «Евгения Онегина» он переписывал, еще будучи нежинским лицеистом.

Знакомые и незнакомые гости, входя в гостиную, прежде всего, спрашивали о Пушкине. Видимо, весть о его приезде уже облетела Петербург.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены