В путь жизни полетим;
Упьемся сладострастьем
И смерть опередим;
Сорвем цветы украдкой
Под лезвием косы
И ленью жизни краткой
Продлим, продлим часы!
Культ добродетели проповедовался не только на словах.
«Я не могу, - писал Батюшков, - постигнуть добродетели, основанной на исключительной любви к самому себе. Напротив того, добродетель есть пожертвование добровольное какой-нибудь выгоды, она есть отречение от самого себя».
О лирической поэзии в новом значении этого слова - Батюшков называл ее «легкой поэзией» - он писал другое:
«Сей род словесности беспрестанно напоминает об обществе; он образован из его явлений, странностей, предрассудков и должен быть ясным и верным его зеркалом…Но большая часть людей принимает за поэзию рифмы, а не чувства, слова, а не образы».
Двести лет прошло, а точно вчера написано!
А Батюшкова уже терзали страхи, подозрения, болезненная мнительность, уже были налицо пугавшие его друзей и близких симптомы душевной болезни. Настигшее его безумие имело наследственные причины и поджидало уже давно. Недаром в 1810 он писал Гнедичу:
«Если я проживу еще десять лет, я сойду с ума…»
Увы, так и случилось. В 1822 Константин Батюшков был уже тяжело болен, и после Петербурга, Кавказа, Крыма, Саксонии и опять Москвы, где все попытки лечения оказывались тщетны, его перевезли в Вологду, где он прожил более 20 лет, никого не узнавая.
Современники вспоминали о Батюшкове, как о человеке необычайно впечатлительном, наделенном тонким и беспокойным умом, характером мягким и в то же время раздражительным. Он был деликатным и болезненно самолюбивым; в нем совмещались беспечность и душевная тревога, живость и скрытность, способность легко падать духом и так же легко «воскресать» от самой маленькой удачи, от приятного впечатления.
Сомнения в значительности сделанного терзали его накануне душевной болезни. О своих стихах он писал сурово Вяземскому:
«Сам знаю, что есть ошибки против языка, слабости, повторения и что-то ученическое и детское: знаю и уверен в этом… Но не понравиться тебе и еще трем или четырем человекам в России больно, и лучше бросить перо в огонь».
Сколько было и есть поэтов, так строго относящихся к собственному творчеству? Боюсь, гораздо меньше, чем «гениальных графоманов».
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
30 мая 1846 года родился Карл Фаберже
20 ноября 1869 родилась Зинаида Гиппиус
14 ноября 1907 родилась Астрид Линдгрен.
4 мая 1929 года родилась Одри Хепберн