Беспризорный арбалет

Анастасия Плешакова| опубликовано в номере №1500, ноябрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Ну, а теперь попробуйте вы, — говорит мне Виктор Николаевич Лапин.

Поле для стрельбы из пука в парке Сокольники. В тридцати пяти метрах — полутораметровый щит. Только что тренер детско-юношеской спортивной школы показывал своим ученикам, как стрелять из арбалета. И вот передает эту «игрушку» мне. Формой арбалет напоминает скелет птицы и выглядит довольно устрашающе. Оказывается, он еще и довольно тяжелый — около восьми килограммов. Без помощи Виктора Николаевича мне явно не обойтись. Лапин натягивает тетиву. Кладет стрелу в ложу и осторожно передает оружие мне. Остается только прицелиться и нажать на спусковой крючок... Но арбалет «ходит» у меня в руках, и я никак не могу поймать в прицел мишень. Ну вот, наконец... Негромкий шлепок тетивы и... «Неплохо, неплохо... — говорит Виктор Николаевич. — Для новичка выстрел вполне нормальный». Но я-то вижу: в щит все-таки не попала. Стрела пролетела совсем рядом с ним и вонзилась в деревянный каркас.

...Арбалет — оружие древнее. В Китае нашли характерную деталь арбалета — так называемый «орех», сделанный, как считают ученые, за несколько столетий до нашей эры. Как всякое другое оружие, арбалет век от века совершенствовался, модернизировался, о его универсальности можно судить хотя бы по тому, что у половецкого хана Кончака имелось метательное сооружение, лук которого натягивали пятьдесят человек — вполне можно было громить осажденные крепости. Представляете диапазон? От винтовки до пушки, если переводить на сегодняшнюю оружейную табель о рангах.

Арбалет — французское слово. На Руси оружие это называлось самострелом. Оно появилось у новгородцев еще в десятом веке, а на Севере им зверя добывали — до начала века двадцатого.

— Западные фирмы, — рассказывает мне Виктор Николаевич, — выпускают арбалеты и для рыбалки, и для охоты; с оптическим прицелом и обыкновенным диоптром. Или более простые конструкции, так называемый дачный вариант... Есть и легкие спортивные арбалеты, с которыми выступают на соревнованиях. Цена такого арбалета, например, в ФРГ колеблется от одной до пяти тысяч марок. Их выпускают известная западногерманская фирма «Файнверкбау» и английская «Барнет»...

Около десяти лет назад в Швеции была создана международная федерация стрельбы из арбалета (ИАЮ). В прошлом году в Швеции прошел уже четвертый чемпионат мира, а нынче впервые состоялся чемпионат Европы. По предложению ИАЮ этот вид, возможно, будет включен в показательные выступления на Олимпиаде-92.

У нас в стране нет ни федерации арбалетчиков, ни даже секции при Федерации стрельбы из лука. Нет профессиональных тренеров, нет предприятий, которые выпускали бы арбалеты. Чуть лучше обстоит дело в Прибалтике — в Эстонии проходит в этом году уже двенадцатый чемпионат республики. Именно там два года назад увидел арбалет и Виктор Николаевич Лапин...

В свое время он был кандидатом в мастера спорта по стрельбе из пистолета, но из-за болезни пришлось бросить тренировки. Перешел на лук, и вновь не повезло: обнаружилось хроническое растяжение суставов. Арбалет оказался для Лапина просто находкой: он гармонично соединял оба вида спорта. Первый арбалет привез Виктор Николаевич из Эстонии полтора года назад. Теперь их в арсенале спортивного клуба «Стрела-84», где работает Лапин, семь...

В крохотной, полутемной комнатушке, в подвале дома, идущего на снос, собираются после работы Виктор Николаевич и три его главных помощника — Михаил Маркин, Николай Каспаров и Владимир Михайлов. С помощью обыкновенного молотка, тисков и дрели они довольно точно собирают арбалеты и уже второй год подряд выступают с ними на соревнованиях. Правда, все участники этих полуофициальных чемпионатов, что проходят в Прибалтике, выступают с арбалетами-«самопалами».

Много раз Лапин обращался в спортивный клуб Московского городского совета ДФСО профсоюзов с ходатайством о создании всесоюзной федерации. И всегда получал отказ: дескать, экзотика, опасное оружие, не массовый вид спорта. Нет смысла его развивать, тем более что он не включен в программу Олимпийских игр, и так далее... И вообще, арбалет — анахронизм. Но если следовать этой логике, зачем нам нужно пришедшее из средних веков фехтование, эллинское метание диска или копья? К чему устраивать марафонские забеги, когда развит автотранспорт? Да и Олимпийские игры еще недавно были анахронизмом. Ведь не прошло и ста лет с тех пор, как они были возрождены благодаря стараниям Пьера де Кубертена. Возможно, когда-нибудь будут восстановлены в правах все двадцать четыре вида спорта, в которых состязались древние эллины: гонки на боевых колесницах, бег с оружием, состязание герольдов и трубачей...

Хочется верить, что рано или поздно и советские арбалетчики войдут во всемирное товарищество стрелков из старинного оружия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Флетч

Роман. Продолжение. Начало в № 20.