Бесконечный слалом

опубликовано в номере №989, август 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ж.: ПОЧЕМУ ВЫ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИТЕ «ВРАЧ-ПСИХОЛОГ». А НЕ ПРОСТО «ПСИХОЛОГ»?

В.-П.: Сейчас в большинстве своем со спортсменами работают «чистые» психологи. Я же убежден, что психолог должен быть еще и травматологом, что он должен уметь врачевать болезни, которыми чаще всего хворают спортсмены. Если в команде вместо врача и психолога будет работать врач-психолог, то польза от этого, несомненно, возрастет. Дело не столько в экономии средств (хотя и эта причина важна), сколько в авторитете врача-психолога, который в состоянии лечить и лечит сам, а не отсылает пациента к другому специалисту.

«В команде один генерал — тренер»

Ж.: ЧЕМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ВРАЧ-ПСИХОЛОГ? ЧТО ДЕЛАЕТЕ В КОМАНДЕ ЛИЧНО ВЫ?

В.-П.: Одну и ту же вещь два художника видят по-разному. К выяснению истины два следователя идут разными путями. Врачи-психологи в этом отношении ничем не отличаются от художников и следователей. У вас не хватит терпения, чтобы выслушать, и бумаги, чтобы записать все, что входит в круг обязанностей врача-психолога. Наша работа — это слалом, который никогда не кончается.

Ж.: ПРЕДПОЛОЖИМ, КОМАНДА ПРИЕХАЛА В КАКОЙ-ТО ГОРОД СЫГРАТЬ МАТЧ ИЛИ СЕРИЮ МАТЧЕЙ. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВАША РАБОТА?

В.-П.: Врач-психолог опоздал: работу надо было начинать задолго до поездки, еще находясь в своем городе. Чтобы оградить игроков от лишних раздражителей, врач-психолог должен дать им полнейшую информацию о будущих противниках.

Ж.: ПРОСТИТЕ, НО ВЕДЬ ВСЕМ ЭТИМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ТРЕНЕР.

В.-П.: Совершенно верно. Но врача-психолога можно назвать тренером, отвечающим за психологическую подготовку игроков.

Ж.: МОЖЕТ ЛИ ВРАЧ-ПСИХОЛОГ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ, СКАЖЕМ. В ВЫБОРЕ ТАКТИЧЕСКОГО ВАРИАНТА?

В.-П.: Обязан. Особенно в той его части, где речь идет о конкретных исполнителях.

Ж.: ГОВОРЯТ. ЧТО ОДИН ПЛОХОЙ ГЕНЕРАЛ ЛУЧШЕ ДВУХ ХОРОШИХ...

В.-П.: Ваши опасения напрасны: в команде одни генерал — тренер. Врач-психолог — помощник тренера, а не его дублер, союзник тренера, а не его конкурент. Конечную цель определяет тренер, а средства достижения этой цели должен изыскивать и врач-психолог.

Ж.: А ЧТО ДЕЛАТЬ. ЕСЛИ ТРЕНЕР НЕ ВЕРИТ ВРАЧУ-ПСИХОЛОГУ? ЭРРЕРА-ТО, НАДО ПОЛАГАТЬ, НЕ ОДИНОК.

В.-П.: Если, скажем, директор школы не ладит с преподавателем географии, дело не пострадает — при том, конечно, условии, что географ — хороший педагог и знает свой предмет. Тренер же и врач-психолог обязаны ладить, тренер должен верить врачу-психологу — это непременное условие. И здесь все или почти все зависит от врача-психолога. Врач-психолог должен исходить из того, что тренер — его первый и самый важный пациент. Во имя нормальных, как минимум, отношений с тренером он должен пожертвовать многим.

Ж.: С ОДНОЙ СТОРОНЫ. ВЫ УТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВРАЧ-ПСИХОЛОГ ДОЛЖЕН БЛЮСТИ ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ. С ДРУГОЙ — ПРИЗЫВАЕТЕ ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ ВО ИМЯ НАЛАЖИВАНИЯ КОНТАКТОВ С ТРЕНЕРОМ. КАК ЖЕ БЫТЬ. ЕСЛИ ТРЕНЕР, ПРОЯВЛЯЯ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ПОНЯТНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО, ХОЧЕТ УЗНАТЬ, КАК К НЕМУ, ТРЕНЕРУ, ОТНОСИТСЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ИГРОК?

В.-П.: Ну что ж, врач-психолог должен быть готов ко всему, даже к бестактным вопросам. Надо ответить, но так, чтобы и тренер был удовлетворен и тайна исповеди соблюдена. Я уже говорил, что врач-психолог сродни слаломисту. Продолжая сравнение, скажу, что на нашей длинной — без начала и без конца — дистанции нельзя задевать ни одного флажка...

«Тальтса погубил тогда лишний раздражитель»

Ж.: ВЕРНЕМСЯ, ОДНАКО. К РАЗГОВОРУ, ПРЕРВАННОМУ ОТСТУПЛЕНИЕМ НА ТЕМУ О МЕСТЕ ВРАЧА-ПСИХОЛОГА В КОМАНДЕ.

В.-П.: Главная задача врача-психолога накануне соревнования заключается в том, чтобы его подопечные избежали лишних раздражителей. Спортсмены должны знать, каковы особенности стадиона или зала, в котором им предстоит играть: удобны ли раздевалки, какое в зале освещение, холодно там или, напротив, жарко.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пять вечеров с учителем

Наш специальный корреспондент Алексей Фролов встретился и беседовал с учителем русского языка и литературы 34-й вечерней школы г. Ленинграда Владимиром Емельяновичем Ярмагаевым