Балтийский дрейф

Владислав Степанов| опубликовано в номере №1061, август 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Французы вытащили якорь, и док поплыл, отданный воле моря.

Док медленно сносило на запад. 2 мая они услышали шум мотора летящего самолета. Еще на фронте они научились отличать этот звук от

многих других. То была «рама» – немецкий самолет-разведчик с двойным фюзеляжем.

Самолет, казалось, повис над ними. Люди устремили тревожные взгляды на небо. Послышался знакомый свист. Бомба разорвалась за бортом, почти вслед за ней грохнули еще два взрыва.

Их сносило всю ночь с 3 на 4 мая. Док дрейфовал и следующий день. Берега по-прежнему видно не было.

К вечеру за бортом стали попадаться зеленые ветки.

Раздался крик:

– Земля! Земля близко!

Берег был уже видим, но неожиданно налетели самолеты. Один за другим они стали заходить на док. Французы второпях выбросили свой флаг, но выпущенные пули настигали свои жертвы. Один из самолетов союзников, как бы принося извинения, покачал крыльями. На борту перевязывали раненых, спускали за борт убитых. Добраться до берега вплавь никто не мог. Слишком много сил требовалось для этого. Док продолжал двигаться в сторону берега, уже стали различимыми и фигуры людей. Однако земля вдали как-то странно обрывалась, и дальше опять продолжалась водная пустыня, освещенная неярким солнцем.

Их могло пронести мимо, и тогда страшному дрейфу вновь не будет конца!

Пассажиры дока пришли в отчаяние. Бросились к деревянной обшивке, срывая ногти, отдирали доски. Около двух сотен досок превратились в весла, и док стал медленно разворачиваться в сторону берега. Неожиданно док уткнулся в мель. Кто был покрепче, не раздумывая, бросился в воду. Было неглубоко, но большие волны накрывали обессиленных пловцов, многие утонули...

Это и был датский остров Ланге-Ланг.

Около пятисот человек, перевезенных с дока на сушу, датчане разобрали по домам. Остальные остались ночевать в доке, каждому было выдано по литру молока. Охрану дока, как и весь немецкий гарнизон острова, пленили датские партизаны. Так закончился страшный дрейф, начавшийся 28 апреля недалеко от острова Рюген и закончившийся 5 мая у берегов острова Ланге-Ланг.

Через два дня всех русских военнопленных перевезли в центр острова, в город Рудокопинг. Их разместили в трехэтажном здании школы. Не все из них могли передвигаться сами. Многие были ранены, нуждались в медицинской помощи и усиленном питании. Во всех письмах бывшие участники дрейфа с теплотой рассказывают о том, как был проведен на острове сбор одежды, обуви для них. Встречая на улицах городка советских людей, датчане снимали головные уборы в знак уважения к великой стране, к героической армии, освободившей Европу от фашизма.

Закончить свой рассказ о «балтийском дрейфе» я хочу выдержкой из письма Александра Ивановича и Антонины Александровны Фоминых: «/Лы не должны забывать трагедию войны, всего того, что пережито, что принес с собой фашизм людям. Это не только долг, но и обязанность перед нашими детьми, перед всеми теми, кто будет жить после нас».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мой футбол

С Заслуженным тренером СССР Константином Ивановичем Бесковым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков