«Байрон не любил и не понимал истории», — типичное мнение, распространенное в начале нашего века. Точность исторических фактов поэт действительно не мог соблюдать, прибегая к вымыслу и условности. Но если он «не любил истории», то только в том смысле, как капитан корабля «не любит море», с которым ему приходится вести борьбу. Байрон бился над историей как необъятной и непокорной стихией, не желающей открыть ему своих путей и целей. С детства чувствуя себя частичкой истории (хотя бы благодаря семейной летописи, восходившей ко временам Вильгельма Завоевателя), Байрон со временем присматривался к истории все пристальнее.
Нашло это отражение прежде всего в его незавершенном шедевре «Дон Жуан». Последняя поэма Байрона — сатирическая энциклопедия политической жизни на рубеже XVIII — XIX веков.
Публика встретила «Дон Жуана» с недоумением. Непривычно было вместо овеянных тайной романтических фигур видеть лица (да еще всем известные!) в их подлинной конкретности — лысых, похотливых, потливых, пьяных... Даже Гете, неизменно становившийся на сторону Байрона, оказался несколько смущен поэмой. Он увидел в ней силу испепеляющую, уничтожающую и счел это все-таки чрезмерным. Но целый ряд выдающихся современников, — в их числе Вальтер Скотт, Пушкин — оценили «Дон Жуана» в его «шекспировском разнообразии», увидев в поэме не только новый этап байроновского творчества, но и всей литературы. Действительно, смело обратившись к жизненной прозе, Байрон расширил границы романтической поэзии, наметив путь к реализму, которому принадлежало будущее.
Крупнейшие фигуры мировой поэзии испытали влияние Байрона. С его личностью и творчеством оказалось связанным особое понятие — «байронизм». Но на смену восторгу и преклонению перед байроновской поэзией пришла критика. Началась переоценка не только байронизма, но и самого Байрона. А между тем, как отметил позднее Достоевский, «словом байронист браниться нельзя». Байронизм, по его словам, — это протест колоссальной личности, выражение бесконечной тоски, глубочайшего разочарования, призыв, пробудивший сознание многих.
В 11 номере читайте об Александре Грибоедове и его такой яркой, но, увы, недолгой любви, об одном из самых ярких личностей России – министре путей сообщения, первом премьер-министре Российской империи графе Сергее Юльевиче Витте, об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье», о жизни и творчестве режиссера Соррентино, мистический детектив Варвары Клюевой «Три жизни на двоих» и многое другое.
22 января 1898 родился Сергей Эйзенштейн
5 сентября 1638 года родился Людовик XIV
27 декабря 1761 года родился Михаил Барклай-де-Толли
Страницы рукописи Александра Мильчакова.