Байрон

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Байрон не любил и не понимал истории», — типичное мнение, распространенное в начале нашего века. Точность исторических фактов поэт действительно не мог соблюдать, прибегая к вымыслу и условности. Но если он «не любил истории», то только в том смысле, как капитан корабля «не любит море», с которым ему приходится вести борьбу. Байрон бился над историей как необъятной и непокорной стихией, не желающей открыть ему своих путей и целей. С детства чувствуя себя частичкой истории (хотя бы благодаря семейной летописи, восходившей ко временам Вильгельма Завоевателя), Байрон со временем присматривался к истории все пристальнее.

Нашло это отражение прежде всего в его незавершенном шедевре «Дон Жуан». Последняя поэма Байрона — сатирическая энциклопедия политической жизни на рубеже XVIII — XIX веков.

Публика встретила «Дон Жуана» с недоумением. Непривычно было вместо овеянных тайной романтических фигур видеть лица (да еще всем известные!) в их подлинной конкретности — лысых, похотливых, потливых, пьяных... Даже Гете, неизменно становившийся на сторону Байрона, оказался несколько смущен поэмой. Он увидел в ней силу испепеляющую, уничтожающую и счел это все-таки чрезмерным. Но целый ряд выдающихся современников, — в их числе Вальтер Скотт, Пушкин — оценили «Дон Жуана» в его «шекспировском разнообразии», увидев в поэме не только новый этап байроновского творчества, но и всей литературы. Действительно, смело обратившись к жизненной прозе, Байрон расширил границы романтической поэзии, наметив путь к реализму, которому принадлежало будущее.

Крупнейшие фигуры мировой поэзии испытали влияние Байрона. С его личностью и творчеством оказалось связанным особое понятие — «байронизм». Но на смену восторгу и преклонению перед байроновской поэзией пришла критика. Началась переоценка не только байронизма, но и самого Байрона. А между тем, как отметил позднее Достоевский, «словом байронист браниться нельзя». Байронизм, по его словам, — это протест колоссальной личности, выражение бесконечной тоски, глубочайшего разочарования, призыв, пробудивший сознание многих.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина,  о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

После просмотра фильма "Высоцкий..."

25 июля 1980 года ушел из жизни Владимир Семенович Высоцкий

Противостояние

11 декабря 1918 родился Александр Солженицын

Владелица Серебряного века

20 ноября 1869 родилась Зинаида Гиппиус

в этом номере

Новые недовольные

Или сюжетные прогулки по Киеву под руку с комсомольскими работниками