Автоматы осваивают Селену

  • В закладки
  • Вставить в блог

Эксперимент с луноходом показал, что по мере развития кибернетических устройств усложнятся и задачи, которые смогут принять на себя подвижные автоматы. Какие? Ответим.

В будущем мы сможем не только задавать более высокие скорости движения, но и увеличивать степень автономности лунных роботов по отношению к наземным пунктам управления. Луноходы будущего смогут брать пробы грунта по трассе передвижения, а ракеты типа «Луна-16» будут доставлять их на Землю. Самоходные аппараты расставят исследовательские приборы на дне лунных морей и вершинах кратеров. Со временем их и называть будут не только луноходами, но и планетоходами. Они будут проводить исследования, скажем, на Марсе или Юпитере.

Может возникнуть вопрос: нужны ли такие сложные автоматические устройства, не лучше ли подождать тех времен, когда человек сам начнет обживать Луну, пребывая там долгое время? Нет, непосредственные исследования Селены космонавтами даже тогда, когда это будет оправдано, не исключают полетов автоматических станций. И даже когда земляне освоят наш спутник, они, вероятно, предпочтут автоматические буры обычным. Слишком велик риск, слишком дорого стоит посылка человека на другое небесное тело, чтобы космонавт мог позволить себе роскошь тратить там время на нетворческую механическую работу.

Все это будут делать автоматы. Они эффективны с точки зрения экономики и науки. Им не нужны громоздкие и чрезмерно сложные системы жизнеобеспечения, не требуются защитные скафандры, им не нужно «покупать билет на Луну», который, выражаясь словами небезызвестного Вернера фон Брауна, «оценивается в 5 миллиардов франков».

А как же человек? Роль его на этом этапе сводится к роли созидателя, руководителя и наставника роботов. Он создает их сложный организм, задает им программу, контролирует ее выполнение, вознаграждаясь за это бесценной научной информацией, которая приумножает знания и силы людей, приближает будущее.

Итак, «Луноход-1». Еще полгода назад сама идея создания такого уникума казалась фантастикой. А сейчас, когда прочерчены первые борозды по «дну» Моря Дождей, он воспринимается так же, как будущие научно-исследовательские автоматические крупномасштабные лаборатории и НИИ на Луне.

На смену лунного дня пришла длинная лунная ночь. Автомат-робот переночевал, сохраняя накопленное солнечными батареями тепло. И снова за работу, работу нужную и важную. Земля слушает его «голос» и старательно заносит в графы книги познаний человека все новые и новые данные.

Лунный камень

Когда поздно вечером в московском аэропорту приземлился самолет с лунным грунтом, его уже ждала целая кавалькада автомобилей — многие ученые сочли своим долгом лично встретить самолет. Как только летчики передали капсулу, машины в сопровождении эскорта мотоциклов тотчас же рванулись с места и понеслись в направлении Академии наук. Капсулу вскрыли сразу же, ни секунды не медля, и, судя по всему, многие исследователи не прочь были приступить к изучению лунного грунта немедленно. Потом ученые всячески острили по этому поводу: «Это ж надо так мчаться — даже одного мотоциклиста потеряли! И зачем, собственно? К чему такая спешка? Черт-те сколько лет ждали, а тут вдруг минутами не могли поступиться».

Видимо, нет нужды объяснять торопливость. Лучше вспомнить, с каким нетерпением ученые, да и все мы ждали сообщений о том, каков он — лунный грунт?

Посмотрите на эти фотографии. Перед вами те самые лунные камни, которые испокон веков не давали человеку покоя. Эти снимки у разных людей вызовут свои мысли и ассоциации. Селенологи, глядя на них, вспомнят, вероятно, стройные гипотезы, которые рухнули после того, как человек, что называется, «снял Луну с неба». Фантасты посмеются над собственными невероятными историями.

Но самый большой интерес они представляют, конечно, для специалистов. Вот как прокомментировал эти снимки заведующий лабораторией Института космических исследований, кандидат геолого-минералогических наук Кирилл Павлович Флоренский.

— Первое, чему поражаешься, глядя на лунный грунт, — разнообразию частиц, которыми он переполнен. Это само по себе свидетельствует: на Луне протекают очень и очень сложные процессы. На фотографиях можно увидеть и магматические горные породы, выброшенные когда-то из глубоких недр; и зернистые кристаллы, представляющие собой застывший на разной глубине расплав; и всевозможные шпаты, антразиты, спёки... Все это представляет богатейший материал для исследований. Кристаллические породы, например, очень разные, а это говорит о том, что они не могли образоваться в одном месте. Возникает вопрос: что же, выходит, лунный грунт постоянно перемешивается? В таком случае — каким образом? Вот застывшие капли и шарики — они могли возникнуть только в результате энергетического воздействия и притом очень мощного. Посмотрите на некоторые частицы, и вы согласитесь, что тепловой поток должен быть очень мощным, раз он смог оплавить грунт. Но почему тогда он оплавил его только с одной стороны? Уж не потому ли, что был хотя, и сильный, но кратковременный, импульсный?

— Какова же тогда его природа?

— По этому поводу ученые сейчас много спорят, и однозначного ответа пока нет. Во всяком случае, лунные вулканы здесь ни при чем: там масса основательно «варится» и выбрасывается на поверхность уже в расплавленном состоянии. Такой энергетический импульс мог возникнуть скорее всего от мощного удара метеорита. В результате высшего предела этого процесса появились капли состава, то есть шарики, которые вы видите на снимке. Присмотритесь внимательно: к некоторым из них прилипли мельчайшие частицы. Вероятно, это случилось в тот момент, когда капли в расплавленном состоянии упали на поверхность. На Земле тоже встречаются подобные образования. Они известны под названием космических шариков.

— Они очень разные по цвету, чем это объяснить?

— Богатая цветовая гамма свидетельствует прежде всего о разном составе пород, а следовательно, о разных местах происхождения. По цвету можно судить о содержании железа в породах и о формах его нахождения. Среди шариков встречаются чисто металлические, а вот прозрачные — те почти совсем без железа, это стекло, но стекло вулканическое.

На языке давно уже вертится один вопрос, я долго терплю и наконец, не выдержав, все-таки задаю его: дескать, ну а как же все-таки с сюрпризом? Неужто ничего совершенно нового, неизвестного нам, землянам, в лунном грунте нет?

Кирилл Павлович сначала отвечает уклончиво, в том плане, что исследования грунта еще продолжаются, но потом, улыбаясь, разводит руками — увы, ничего! Судя по его реакции, он вовсе не жалеет о том, что Луна не преподнесла сюрпризов, а скорее даже наоборот. Впрочем, его реакция вполне объяснима: ученые предсказывали, что не только на Земле — вообще в природе число элементов ограничено, а потому ничего «сверхъестественного» мы в пределах Вселенной не найдем. Будут только отличия в распределении тех или иных элементов, поскольку на каждой планете свои условия.

— Структура Земли, — продолжает ученый, — так сказать, ее геологическая карта, закладывалась в то время, когда наша планета мало чем отличалась от Луны, то есть в так называемый догеологический период. С тех пор минуло невообразимо много времени. Земля, перерабатывая биосферы, обрастала довольно толстой и прочной коркой, через которую сейчас очень трудно пробиться. Что творится в глубоких недрах, сказать трудно, ученые в данном случае могут только строить всевозможные гипотезы. Но есть Луна, небесное тело, которое в отличие от Земли в какой-то период остановилось в своем развитии. Луна осталась «обнаженной» словно специально для того, чтобы человек изучил ее, поняв, таким образом, закономерности распределения полезных ископаемых на своей планете. Стоит ли говорить о том, как открытия такого рода могут повлиять на дальнейшую судьбу землян!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере