Атомные гиганты просятся в небо

В Белоцерковский| опубликовано в номере №838, апрель 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тридцать пять тысяч километров за 12 летных дней пролетел «Цеппелин», имея на борту более 30 тонн «коммерческого» груза. Экипаж и пассажиры (54 человека) размещались в двух-местных спальных каютах. К их услугам имелся буфет с электрокухней, кают-компания в 25 квадратных метров, холодная и горячая вода в ванных и туалетных комнатах.

В 1936 году в Германии был поднят в воздух еще больший дирижабль «Гинденбург». Он совершал беспосадочные рейсы из Центральной Европы до Южной (Рио-де-Жанейро) и Северной Америки. За 14 месяцев эксплуатации он совершил 54 рейса, из которых 36 пролегало через Атлантику. Он поднимал в воздух только пассажиров–100 человек. К их услугам имелась на дирижабле даже застекленная прогулочная палуба, проходившая внизу, под килем дирижабля.

– Ну, а самолеты, вылетающие из корпуса?

И самолеты были! Еще в начале 40-х годов был построен дирижабль-авианосец «Акрон», носивший в своем «чреве» 5 самолетов. Они с помощью трапециевидного устройства «вылетали» из дирижабля и таким же образом «влетали» обратно.

Что же касается гигантского радара с обзором в 300 миль и больше, подвешенного в корпусе дирижабля и вращающегося там на 360 градусов, то его, конечно, не было 30 лет назед. Но он имеется сегодня на патрульных американских дирижаблях.

Что еще осталось от фантастики? Атомный двигатель? Какая же это сегодня фантастика? Атомный двигатель на самолете–это пока еще фантастика. Большой вес и габариты атомной силовой установки, необходимые защитные экраны делают ее пока неприемлемой для самолетов. А для дирижабля при его огромной грузоподъемности эти сложности не составляют никакой проблемы. Кроме того, мощность атомных двигателей для дирижабля, а следовательно, в какой-то мере и вес должны составлять лишь одну двадцатую часть от мощности, необходимой самолету, ибо моторы дирижаблю нужны в основном для движения (в воздухе его поддерживает подъемная сила газа). И, наконец, выше будет коэффициент полезного действия атомного двигателя на дирижабле, так как «отходы» тепла можно будет использовать для подогрева газа в оболочке, что значительно, как доказал еще Циолковский, увеличит подъемную силу дирижабля или его потолок. С помощью атомного турбореактивного двигателя можно будет резко увеличить и скорость дирижабля, особенно в стратосфере.

Но вернемся от атомного дирижабля к простому. Его «золотой век», по нашему мнению, тоже еще впереди. Было время в конце 40-х годов, когда дирижаблестроение пришло в упадок. Однако бурное развитие науки и техники второй половины нашего века вдохнуло в него новую жизнь. Вместо огне- и взрывоопасного водорода, виновника многих катастроф, стали применять гелий, вместо бензиновых моторов – дизельные, работающие, как известно, на невзрывоопасном топливе. Сервомоторы сменили тросовые тяги рулей управления. Радарное и электронное оборудование вытеснило примитивные навигационные приборы начала XX века.

Отошли в прошлое и те времена, когда оболочки дирижаблей делались из бодрюша – специальным образом обработанных бычьих кишок. Прочные, легкие и дешевые синтетические материалы заменили их. Новые оболочки оказались газонепроницаемыми, а расход горючего стали уравновешивать водяным балластом.

Все это, вместе взятое, позволило авиационным специалистам по-новому взглянуть на возможности дирижаблей. В годы второй мировой войны в США, например, было построено около 160 дирижаблей. Большая часть их использовалась для борьбы с немецкими подводными лодками. Девяносто тысяч судов провели тогда дирижабли через Атлантику, и ни одно судно не погибло, находясь под их эскортом! Имея огромный радиус действия, варьируя свою скорость от 0 до максимума (150 км в час) и используя мощную наблюдательную аппаратуру, дирижабли обнаруживали подводные лодки задолго до их выхода на боевой курс и часто сами же уничтожали их глубинными бомбами.

Однако значительно более широкое применение этот наиболее безопасный, всепогодный, грузоподъемный, дальнедействующий и экономичный вид авиационного транспорта может найти в условиях мирного времени.

Специалисты подсчитали, что если стоимость провоза тонны груза на километр для самолета принять за единицу, то для вертолета она составит 5,65, а для дирижабля–всего лишь 0,33! Серьезные цифры! Но в них не учитывается еще стоимость сооружения аэродромов, которые не нужны дирижаблям.

Последнее соображение особенно важно, так как в нашей стране имеется немало мест, где авиация является основным средством транспорта. Однако отсутствие больших аэродромов в таежных, гористых, северных районах страны не позволяет использовать там скоростные комфортабельные многоместные лайнеры. И тут неоценимую помощь могут оказать именно дирижабли.

Дух захватывает, когда начинаешь мечтать, какие возможности могут открыть дирижабли в деле освоения Севера и Сибири, для наших строителей, лесоводов, рыболовов, китобоев и, конечно, для ученых: метеорологов, географов, геологов, геофизиков и многих других.

Если же думать об атомном дирижабле, то можно представить себе и дирижабль-ракету, а от него уж один шаг и до обитаемого спутника Земли и тяжелого космического корабля, вместительного и сравнительно недорогого. Поднимаются же сегодня воздушные шары с космическими ракетами на 20–25 километров. Ракеты там отцепляются и «своим ходом» улетают в космос.

Поднявшись на 20-километровую высоту, где сопротивление воздуха уже не будет мешать, и включив там ракетные ускорители, дирижабль сможет превратиться в спутник Земли или улететь в космос. Причем грузоподъемность у него, возможно, будет оставаться почти «земной», так как для набора высоты в помощь гелию можно будет включать атомный реактивный мотор.

Но это пока еще, конечно, мечты, фантазия.

К. Э. Циолковский, великий энтузиаст дирижаблей, писал в своем последнем предсмертном письме, опубликованном в «Правде» 18 сентября 1935 года: «Уверен, знаю, – советские дирижабли будут лучшими в мире!»

Когда Циолковский писал свое письмо, наша страна еще не располагала необходимыми запасами гелия, а техника – совершенным радарным и навигационным оборудованием и материалами для создания прочных, газонепроницаемых, легких и дешевых оболочек.

Но теперь, когда наше государство располагает в достатке всем необходимым, мы уверены, что и это предсказание Константина Эдуардовича сбудется так же, как и сбылось его гениальное предвидение об освоении космоса советскими людьми.

Летать нашему поколению и на простых дирижаблях и на атомных!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Встреча через века

Научно-фантастический роман