Армада снимается с якорей

Г Малиновский| опубликовано в номере №935, Май 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ранним утром, когда редкие клочья тумана прозрачными каплями росы оседают на прибрежные луговины, вы входите на кухню своей дачи с удочкой или ружьем, пристраиваетесь у окна и ждете, когда суетливо замечется под самой стенкой ленивый поплавок или выпорхнет из ближних камышей утка… Охотиться из кухонного окна? Нырять после утренней зарядки в воду из дверей спальни? Фантастика! Несбыточная мечта горожанина, изнемогающего в трамвайной сутолоке!

С чьей-то легкой руки слово «фанатик» стало синонимом однобокого человека, одержимого одной-единственной идейкой, не замечающего жизни, бурлящей вокруг. А ведь именно фанатики заложили основы ракетоплавания, расщепили атом, придумали транзисторные приемники размером со спичечную коробку, акваланги... И не случайно фанатики труда стали фанатиками отдыха. Они замышляют диковинные туристские маршруты, заполняют до отказа лыжные поезда, заново открывают заброшенные архитектурные шедевры. Не обошли они своим вниманием и воду. Их легкие разборные лодки-дачи забираются в живописные бухты водохранилищ, проходят по большим, малым и маленьким рекам. Ведь вода не только путешествие со стремительными многокилометровыми переходами, сказочными рассветами и вкусным дымком костра. Это и создание новых типов судов самого разного назначения — гребных, парусных, моторных, водометных, подушечных, экранных, катамаранов и тримаранов, байдарок и глиссеров, прэмов и гидрокартов.

Человеку неискушенному трудно представить себя плывущим в легкой, изящной... железобетонной яхте. А вот специалисты утверждают, что яхта из железобетона намного удобнее, прочнее, дешевле и, что самое удивительное, намного легче яхты, построенной из лучших сортов дерева. А вообразите-ка моторную лодку, сделанную из обыкновенной оберточной бумаги! «Бумажный кораблик», склеенный современным синтетическим клеем, легкий, водонепроницаемый, долговечный, хорош для прогулок, охоты, рыбалки.

Большинство любителей водного спорта строят лодки сами. Рабочий одного из московских заводов Виктор Долгов весь свой досуг отдает постройке моторных лодок. Летом его рабочее место в саду, на берегу Химкинского водохранилища. Опадающий цвет яблонь смешивается с золотистыми стружками на верстаке. А рядом, в зеленой рамке кустов крыжовника, — корпус строящейся моторки. Однажды я спросил у Виктора Семеновича, как это ему, немолодому уже человеку, хватает сил возиться со своими лодками после работы. Он, не задумываясь, ответил: «Это радость для меня...» Да, это большая радость! Радость зарождающейся мечты, радость преодоления трудностей, радость, которую приносит с собой добротно сделанная вещь.

Летчик В. В. Виницкий, например, строит катамараны — двухкорпусные суда нового типа. Сейчас он заканчивает постройку большого моторного катамарана «Старт». Пластмассовый корпус уже готов, и скоро судно вый-лет на ходовые испытания.

Не обходится тут и без курьезов. Москвичи инженер В. Меркулов и электромонтер Ю. Козлов собирали лодки в квартирах. Когда закончили работу, оказалось, что вынести их на улицу невозможно: узки были коридоры и двери. Пришлось спускать лодки на веревках через окна.

У каждого фанатика воды есть свой «конек». Инженер В. Гантман стремится в каждую навигацию пройти на своем катере максимальное количество километров, а потом увлекательно пишет о походах, делится опытом, пропагандирует отдых на воде. Так он приобрел вторую профессию — стал журналистом со своей темой, автором нескольких популярных книг. А вот известный авиамоделист мастер спорта Олег Гаевский — большой любитель автомобильно-лодочного туризма. Он возит свою «Аэлиту» на специальном двухколесном прицепе. И лодка, и прицеп, и прочее оборудование самодельные. В течение двенадцати лет Олег Гаевский в выходные дни и во время отпуска путешествует по подмосковным водоемам. Его двухмоторная «Аэлита» побывала на четырех морях: Можайском, Московском, Рыбинском и Горьковском.

У Юрия Козлова нет собственного автомобиля, но это не мешает ему бывать на дальних реках и морях вместе со своей «Золотой рыбкой». Маленькую изящную мотолодку охотно берутся подвезти до нужного места шоферы попутных грузовиков.

Все это бывалые путешественники, скажете вы. А как быть неопытному новичку? Может быть, постройка самодельной лодки или яхты — дело настолько сложное, что за него и браться не стоит?

Конечно, трудностей немало, но дело это очень интересное и не такое уж сложное, каким кажется на первый взгляд. Конечно, строить легче тем, кто работает в коллективе. Учащиеся старших классов московской школы № 542 построили лодки в столярной мастерской из отходов соседних предприятий. Интересно работает секция водно-моторного туризма комбината Худфонда СССР. Многого добились, объединив свои силы, киевляне. Помогают любителям судостроения некоторые морские клубы ДОСААФ, яхт-клубы добровольных спортивных обществ, но этого явно недостаточно.

К сожалению, у нас нет общественной организации, которая объединяла бы любителей малого судостроения, водных видов спорта и туризма. Нам очень нужны специализированные водные клубы по типу туристических. На средства членов клуба и пайщиков можно было бы строить хорошие причалы, стоянки для лодок, мастерские, помещения для хранения моторов, комнаты отдыха. Кстати, «Физкультпроект» давным-давно разработал типовой комплекс для такого клуба. А пока... Председатель комиссии дальних спортивных плаваний Федерации водно-моторного спорта СССР Алексей Михайлович Гарусов рассказывает: «Интерес молодежи к дальним плаваниям на моторных судах очень велик. Не буду называть цифры, приведу только один пример: уже ранней весной купить в магазине подвесной лодочный мотор невозможно»

В этом году наконец в магазинах появятся отечественные моторы новых марок: двухцилиндровый «Ветерок» с рабочим объемом 175 кубических сантиметров и мощностью 8 лошадиных сил и двухцилиндровый «Вихрь» с рабочим объемом 420 кубических сантиметров и мощностью 20 лошадиных сил при весе 42 килограмма. «Вихрь» — давняя мечта спортсменов, геологов, рыбаков, спасателей.

Можно привести длинный список проблем, волнующих энтузиастов малого флота: трудно купить рейки, фанеру, ткань для парусов и другие дефицитные материалы. Очень мало пунктов, где можно приобрести бензин и масло для моторов. А бензоколонок вблизи берегов нет вообще. Нет и профилактических станций, где водители могли бы произвести мелкий ремонт судов или устранить неисправность в моторе.

Но думается, что все это — дело времени. Ведь любительское водоплавание только становится на ноги. Почти без всяких затрат и существенной организационной перестройки ДОСААФ, имеющий морские клубы и спасательные станции на реках, морях и озерах, и Центральный совет по туризму, которому подчинены турбазы водного типа, могут организовать кемпинги, прокатные и профилактические станции, заправочные пункты и стоянки.

Армада малого флота уже готовится в путь. Спешите присоединиться к ней. Впереди у вас целое лето.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены