Ансамбль «Мадригал»

Евгения Касаткина| опубликовано в номере №935, май 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ансамбль «Мадригал» под руководством Андрея Волконского исполняет музыку Возрождения.

Еще до начала концерта слушатели ощущают необычность происходящего. На сцене старинная мебель, клавесин; горят свечи, их маленькое дрожащее пламя смело вступает в спор с холодным светом огромных люстр. Все это настраивает, вводит в атмосферу ожидаемой музыки. И вот, номер за номером, слушатели, как очарованные, погружаются в мир небольших миниатюр.

...Гасят свет. Остаются только свечи. Участники ансамбля, начавшие песню за кулисами, медленно проходят всю сцену и удаляются. Пение затихает. Зал захватывает обстановка, невольно включаешься в игру, начинаешь верить. Исполняют испанскую рождественскую песню.

Ансамбль «Мадригал» пытается донести до современного слушателя записи музыкальной литературы. Их исполнение не носит музейного характера. Участники оживляют его своим искренним переживанием, эмоциями, личным отношением к тексту. Надо иметь в виду, что в старых нотных записях гораздо меньше указаний об исполнении, чем в современной музыкальной литературе.

Но знаем ли мы, как звучала музыка эпохи Возрождения? В толщу веков ушла от нас народная песня, а холодный мрамор построек и камни развалин молчат. Только черные значки нот немного приподнимают глухой занавес времени. Мы знаем, что композиторы часто использовали народную песню даже в духовной музыке, оставшейся от средневековья (в мотетах и мессах). Ну, а сами люди с их неповторимой интонацией, жестом, мимикой? Как они говорили, пели, смеялись? Это мертво для нас так же, как мертва латынь.

Мы хорошо знакомы с литературой и живописью, скульптурой и архитектурой того времени.

Герои Данте, Сервантеса, Шекспира и Рабле, прошагавшие столетия до нашего времени, кажутся нам гигантами по глубине и силе их чувств.

Эпоха Возрождения — это огромная радость человека, поверившего в свою силу. Мир, на века погребенный фанатизмом христианской веры, пробуждался. Возрождаясь от слепой веры, подавлявшей волю, человек боролся за свои мысли, чувства, за свое видение мира, за свое искусство.

Но есть и другой смысл в слове «возрождение». Забытое и задушенное церковью искусство древних греков, воспевающее сильного и красивого человека, снова потянуло к себе людей. В Элладе люди видели совершенного человека в придуманном ими мире богов. В эпоху Возрождения человек сам захотел стать богом, изображая даже в религиозных темах себя, человека, с человеческими, земными желаниями, мыслями и чувствами.

Ансамбль Волконского занялся трудным и нужным делом: заново оживить для нас музыку Возрождения.

Не случайно и название ансамбля: «Мадригал». Одним из самых распространенных жанров вокальной музыки XIV — XVI веков был мадригал. Возникнув в Италии, он проникает и в другие страны. Мадригалы исполнялись хором. Но уже к XVI веку иногда начинает выделяться верхний голос как ведущий, основной. Бывало, что заменяли нижние голоса инструментальным сопровождением. Так рождалось сольное пение. Мадригалы поют и в домашних концертах, их исполняют музыканты на пирушках. Об этом рассказывают нам картины живописцев. Музицируют даже ангелы в картинах на религиозные сюжеты.

В XVI веке мадригал становится излюбленным жанром аристократов, по музыке он более изыскан и утончен, чем мадригал XIV века. Композиторы часто используют стихи итальянских поэтов Ариосто и Торквато Тассо. Любовные переживания слышатся в грустных и проникновенных мелодиях. До болезненности тоскливо звучит мадригал итальянского композитора Джезуальдо «Донна, вы убили меня». Боль переживаний, тоска по любимой, скорбь о невозможном счастье. Несмотря на то, что поет хор, а не один голос, чувствуешь личную драму. Джезуальдо был знатного происхождения, он породнился с семьей феррарского герцога Д'Эсте, дружил с поэтом Торквато Тассо.

В 1541 году в Риме Микеланджело расписывал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением

«Страшного суда» по заказу папы Павла III, который в 1542 году реорганизовал инквизицию по образцу испанской. Это был суд художника над историей: грешниками стали политические соперники папы и папства, против которых сражался Микеланджело в своем родном городе Флоренции.

В обнаженных телах измученных грешников папа увидел только неприличие и повелел одеть их.

В XVI веке усиливается реакция католической церкви. Приближая к себе поэтов, художников, музыкантов, знатные герцоги, короли и папы тем не менее часто унижали творцов, не понимая по-настоящему искусства.

Отсюда, наверное, такая болезненность некоторых произведений. Тоскливо звучит мадригал Орацио Векки «Мгновенны милости судьбы» или мадригал Верта «О горькая участь». На сцене всего шесть вокалистов. Кажется, что голоса догоняют друг друга, опережают, уступая друг другу дорогу, и, наконец, сливаются в удивительном согласии.

Иногда мадригал становится так драматически выразителен, что приближается к опере. Появляется жанр: мадригальная опера. Ансамбль Волконского исполняет мадригальную оперу Орацио Векки «Амфипарнас». Она напоминает нам комедию (дель арте) — комедию масок, получившую большое распространение в Италии. Яркая буффонада, стремительный темп, много комического в ситуациях. Интересно, что за каждого героя в комедии поет ансамбль. Именно это мешало мадригальной комедии стать оперой. В одной сцене, например, три певицы исполняют одновременно партию служанки, с которой заигрывает хозяин и его слуга. Опера появилась позднее как самостоятельный жанр.

Если мадригал зарождается во Флоренции, то развитие инструментальной музыки наиболее полно проявляется в Венеции. Город каналов и великолепных ансамблей, ярких, красочных пятен как будто специально был создан для живописцев. Именно там писали свои полотна Тициан и Тинторетто.

Ансамбль, как по волшебству, переносит нас в Венецию. В темном зале желтые прожектора вычерчивают силуэты тромбонов и труб. Звучит ричеркар Андреа Габриели. Мы видим уличные шествия, слышим маршеобразную фанфарную музыку. А. Габриели — мастер сочных, красочных пятен а музыке, звучных хоровых групп.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены