Андрей Вознесенский

Станислав Лесневский| опубликовано в номере №933, апрель 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вся поэма — это вопросы, которые поэт задает себе и Ленину. Молчаливые вопросы, молчаливые ответы. Раздумье. Тишина. Очищающий свет.

«Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?»

И Ленин отвечает.

На все вопросы отвечает Ленин.

Многие вещи в сборнике «Антимиры» воспринимаются как новое поэтическое качество по сравнению с «Треугольной грушей». Они убеждают в закономерности «Озы».

Обычно говорят о сложности «Треугольной груши». Но, пожалуй, самые сложные недавние произведения Андрея Вознесенского. В них мелодия хрупкая, чувства еще более утончившиеся. В них много оттенков, полутонов. И одновременно это о самом простом, близком каждому человеку.

Женщина... Женщина в поэзии Вознесенского — синоним судеб времени, солнечное его сплетение. «Как разрушительно врезались в женщину войны холодные, войны глобальные...».

Есть в «Антимирах» стихотворение «Нидская биостанция». Она о журавлихе. Плещет в небе журавлиха. Она вольна, но на ней меченое колечко биологов. И как впилось это колечко, впиваются поэтические повторы: «вольная, то есть пленная, целая, но кольцованная». Плещет в небе журавлиха.

В «Антимирах» — драматический ряд женских судеб. Каждое стихотворение — новелла, повесть со своим сюжетом. Их героини перед глобальными роботами, в аду «свободного мира». Все они журавлихи с Нидской биостанции.

Под угрозой, нависшей над миром, обостренно чувствуется его красота. Сирень ли, сосны, снега — «природа», как говорят в учебниках, находит в поэте защитника от шествия обездушивающей роботизации.

В «Охоте на зайца» — обнаженное чувство жизни, боль, страдание о живом существе...

Он лежал посреди страны,

Он лежал, трепыхаясь слева,

Словно серое сердце леса,

Тишины.

Одно из стихотворений так и называется: «Тишина!». Тишина не успокоение — творческая тишина, в которой зреет высокое, человеческое, праведное.

Тишина — мир. Тишина леса, полей, небес.

Антенна оглушена дисгармонией, принятой из эфира. Она устала и от себя, и от машин, и от роботов, притворяющихся людьми. Вознесенскому надоел Вознесенский.

Поэт уже попрощался с ярмарочным шумом Политехнического. Значит, начинается «Оза».

«Аве, Оза! Здравствуй, Оза! Единственной — единственное имя. Зоя, Зоя...». Может, ее называют Оза? Оза, как Ода. Песнь. Озарение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены