Американская каша

А Пантелеев| опубликовано в номере №155, май 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сладкая шоколадная каша, которой в тяжелые годы кормили наших голодных ребят американские филантропы, была, конечно, очень вкусна. Но рука голодного паренька осмеливается перечеркнуть портрет «хорошего Человека» Гувера, даровавшего ему эту кашу: паренек увидел в порту, как американский офицер избил матроса - негра. Один из соавторов хорошо знакомой рабочей молодежи книги «Республика Шкид» тов. А. Пантелеев ярко рассказывает об этой и пышке классового сознания среди граждан знаменитой «шкидской республики».

Мы ели мясной суп, от которого пахло мочалой и рыбой. Пшенная каша терзала нас своим однообразием и обилием мелких камней. Тюлений жир, как дьявольская приправа, день и ночь преследовал нас своим тошнотворным запахом.

Наши рубахи были в заплатах. Наши босые ноги были в ссадинах и рубцах. Наши классы были похожи на образцовые ледники, где хранятся жирные окорока и тома ты. И мы писали в грязных тетрадях карандашами, которые назывались «советскими», потому что рвали бумагу и ломались на каждой запятой.

Но мы были счастливы. И несмотря на голод, холод и грязь, мы в своей шкидской республике горели тем же огнем, которым горела тогда вся наша родина. Свежий воздух революции заменял нам кислород, калории и витамины. Мы никогда не хныкали, предпочитая высмеивать свой голод в газетных фельетонах, устраивали конкурсы на самый тощий желудок, а в крайности воровали картошку и свежие огурцы у Покровских гужбанов.

Теперь мне думается, что это был подвиг. Тогда казалось иначе.

Но как бы то ни было, наше подвижничество было однажды нарушено.

Однажды во время ужина в нашу столовую вошел Викниксор в сопровождении человека, в котором мы, как жители портового района, сразу узнали иностранца. Он был в роговых очках и в мягком суконном костюме. Через плечо у него висела походная сумка из желтой кожи. В руках он держал шляпу.

- Встать! - скомандовал Викниксор, и мы, поднявшись над длинными черными столами, смотрели на желтую сумку.

- Ребята! - сказал Викниксор. - Вот гражданин Грей, представитель американского общества АРА, которое помогает голодающим русским детям. Он хочет сказать вам несколько слов...

Мы выпрямили спины, а пшенная каша стыла в металлических мисках перед каждым из нас.

Гражданин Грей, улыбнувшись, сказал:

- Дэт - ти! Американски добри луди собрайть свой небольшой лепта и посылает вам немного кушать и немного костюм. Вы получает свой часть в наша комитет. Вы будете приходить питаться в наша пункт... ежедневно... пятнадцать человек. Ваш натчальник... мистер... мистер...

- Соркин, - подставил Викниксор, а мы, ничего не понимая, продолжали смотреть на кожаную сумку до тех пор, пока она не исчезла из наших глаз. Тогда мы сели и стали доедать пшенную кашу с камнями.

А через несколько дней мы узнали другую кашу. В ней не было мелких камней, но горькие камни подачки мерещатся мне, когда я вспоминаю о ней.

Она пришла к нам в хороших ботинках на толстой подошве. Ботинки были похожи на бутсы, и желтая кожа тупых носков напомнила нам сумку мистера Грея.

Ботинок было пятнадцать пар, на наше четвертое отделение досталось четыре, и при дележке их была драка: цыган Громоносцев разбил морду жадному Воробью.

Потом привезли пятнадцать костюмов: блузы с туманной системой карманов и брюки из чертовой кожи. Те, кто остался бос, награждались карманами. Остальные делили брюки.

Наконец, облаченные в пеструю смесь великолепных костюмов, мы отправились пробовать американскую кашу.

Это было вечером.

На школьном дворе мы построились в пары и, пока нас, считали и пересчитывали, мы дружно рвались вперед, как - будто была весна и мы играли в горелки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены