Алексей Максимович Горький

Илья Груздев| опубликовано в номере №554, июнь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Деятельность Горького отразила опыт целой эпохи - эпохи подъёма героического русского пролетариата, совершившего под руководством Ленина и Сталина величайшую в мире революцию.

Начало XX века - эти годы полны были огромного содержания в истории революции. В 1900 году Ленин организует за границей газету «Искра». Летом того же года Сталин устанавливает связь с ленинской «Искрой», в 1901 году руководит первомайской демонстрацией в центре Тифлиса, о которой «Искра» писала, как о событии исторически - знаменательном для всего Кавказа: «С этого дня на Кавказе начинается открытое революционное выступление».

Нарастает буря, и её вестником, глашатаем и знаменосцем выступает прославленный уже на весь мир писатель Максим Горький. Его «Песня о Буревестнике» стала манифестом революционного подъёма, художественным и политическим документом времени. Ленин в статье «Перед бурей» и Сталин в прокламации «Ко всем рабочим» пользуются её образами, как широко известными массам.

В пьесе Горького «Мещане» в 1901 году появляется новый герой в русской литературе - рабочий, машинист Нил. Этот герой полон энергии и оптимизма. В письме к Станиславскому Горький пишет: «Нил - человек, спокойно уверенный в своей силе и в своём праве перестраивать жизнь и её порядки по его, Нилову, разумению».

В русской литературе не раз изображались герои, боровшиеся за лучшее будущее, но всё это были герои - одиночки, и их благородные порывы оканчивались неудачами.

В образе Нила впервые в русской литературе дан герой, опирающийся на силы восстающего класса, и потому он так уверен в своём праве и в своей силе. Это было яркое отражение наступающей силы рабочего класса России.

В 1901 году царское правительство арестовало Горького и выслало из Нижнего - Новгорода (теперь город Горький) за революционные связи с рабочими Сормова.

Ленин в «Искре» отметил политическую демонстрацию, связанную с проводами Горького, - это было как бы первое приветствие Ленина славному соратнику в борьбе за общие цели.

В 1902 году Горький устанавливает организационную связь с ленинской «Искрой». Влияние большевистской идеологии было в последующие годы решающим для его художественного творчества.

В пьесе «Враги» с замечательной правдивостью и блеском. Горький впервые показал социальные противоречия русской жизни, развитые до конца.

Если в «Мещанах» дан рабочий Нил, как полноценный представитель русского пролетариата, то во «Врагах» мы видим рабочий коллектив, воспитанный большевистской партией, спаянный классовым сознанием и готовый на непримиримую, самоотверженную, идущую до конца борьбу с капиталистами.

Но подлинно великой исторической заслугой Горького явился его роман «Мать». В год поражения первой русской революции, в ту пору, когда перепуганные меньшевики и ликвидаторы оплёвывали и поносили самый принцип партии, когда Плеханов заявил: «Не нужно было браться за оружие», - Горький в своём романе показал героическое большевистское подполье, показал и рядовых рабочих с глубоким сознанием святости дела партии и её революционной борьбы.

Известно, как Ленин, встретившись с Горьким на V съезде партии в Лондоне, высоко оценил пропагандистское значение «Матери». Роман Горького явился настоящим памятником революционной борьбы русского пролетариата под руководством большевистской партии. Он имел мировое пропагандистское значение и до сих пор остаётся одной из самых любимых книг массового советского читателя.

Встречи Горького с Лениным на съезде в Лондоне в 1907 году послужили началом более тесного дружеского сближения между ними.

«Не помню, - пишет Н. К. Крупская, - встречался ли Ильич с Горьким до лондонского съезда, но начиная с лондонского съезда, на котором присутствовал Горький, у Ильича всегда светлело лицо и мягчели глаза, когда он говорил о Горьком».

Тогда же возникает переписка между ними, и письма Ленина Горькому представляют собой не только документ огромного теоретического содержания, но и, обращенные к великому художнику - реалисту, служат классическим образцом воспитательной работы партии в литературе.

«Его отношение ко мне было отношением строгого учителя и доброго заботливого друга», - писал Горький в своих воспоминаниях о Ленине.

Действительно, письма Ленина Горькому проникнуты и дружеским участием и великой ленинской заботой о быте, условиях работы и здоровье Горького. И в то же время Ленин был непреклонно строг и резок, если Горький делал ошибочный шаг в политике, если высказывал неверный взгляд, противоречивший теории и практике пролетарской борьбы. В таких случаях Ленин с принципиальной прямотой указывал Горькому на ошибки и разъяснением своим помогал ему исправить их.

С такой же суровой прямотой критиковал и товарищ Сталин позицию Горького в 1917 году, когда писатель недооценил силу и размах пролетарской революции.

Правда большевизма и кровная, органическая связь Горького с рабочим классом уничтожили в его сознании все колебания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Барчук

Обсуждаем рассказ «Милочка» (См. «Смену» №№ 10 и 11)

«Песня о верной любви»

Молодежный спектакль в Киевском театре музыкальной комедии