Александр Фадеев

Сергей Шачин| опубликовано в номере №1409, февраль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спортивный автограф

К мировому чемпионату фигуристов в Токио организаторы отпечатали большой плакат с именами наиболее вероятных претендентов на победу. В трех случаях из четырех прогнозы оказались точными. И только раз японские знатоки фигурного катания ошиблись: в мужских одиночных состязаниях «фавориту номер один» канадцу Брайану Орсеру пришлось уступить пальму первенства Александру Фадееву.

Я спросил у Саши, смущала ли его перед стартом высокая репутация соперника.

— Нисколько, — ответил он. — Мой наставник, заслуженный тренер СССР Станислав Алексеевич Жук, постоянно напоминает, что настоящий спортсмен должен поменьше оглядываться по сторонам и бороться прежде всего с самим собой. Если ты будешь последовательно преодолевать свои слабости и ошибки, то рано или поздно непременно обретешь уверенность. А именно она выводит в чемпионы. В Токио я еще раз убедился в этом.

В японской столице Фадеев выступал уверенно, как никогда, хотя незадолго до того перенес серьезную травму и даже пропустил из-за нее очередной чемпионат Европы. Он превзошел Орсе-ра по всем статьям и оказался первым в каждом виде многоборья. Случай редчайший в состязаниях такого ранга.

Какой же он, чемпион мира-85?

Я уже не первую зиму внимательно присматриваюсь к Фадееву. Для своего возраста — а Саше двадцать один год — он выглядит на удивление уравновешенным, сосредоточенным и рассудительным. Держится запросто, но с некоторой лукавой хитрецой, своих и тренерских задумок до поры не раскрывает. Не любит мудреных разговоров вокруг да около фигурного катания — предпочитает тихо-мирно заниматься делом. И делает его на редкость основательно — так, чтобы каждая деталька в ледовой композиции была отшлисрована до блеска и надежно подогнана одна к другой. А композиции эти необычайно сложные. Сегодня, пожалуй, больше никто из фигуристов не освоил столько уникальных элементов, сколько Александр.

Впервые он встал на коньки еще в дошкольном возрасте, на крошечном дворовом ледовом пятачке в родной Казани. Вскоре его приметил один из лучших местных тренеров. Геннадий Сергеевич Тарасов. И после десяти лет упорных тренировок они отпраздновали громкую победу — Фадеев завоевал золотую медаль на юниорском мировом первенстве. Тогда же, в 1980-м, его взяли на взрослый чемпионат в ФРГ. Но там столь ярко заявивший было о себе дебютант занял только четырнадцатое место. Радость, как это часто бывает в юности, мгновенно сменилась разочарованием в собственных возможностях.

— И тут, к моему великому удивлению, пришло приглашение из Москвы, из знаменитой школы ЦСКА, — вспоминает Александр. — Мне очень не хотелось расставаться с первым тренером. Но Геннадий Сергеевич сказал: «Непременно поезжай в столицу. Только там, в окружении больших спортсменов, постоянно соревнуясь с ними, ты сможешь стать настоящим мастером». И Саша поехал к Жуку, о суровости и беспощадной требовательности которого к спортсменам рассказывают легенды. Станислав Алексеевич считает вполне нормальным делом дневать и ночевать на катке и не понимает, как это другие могут поступать иначе. Свои представления об идеальном фигуристе он формулирует так: «Это должен быть закаленный многоборец без слабых мест. Он обязан обладать стократным запасом прочности — и физической, и психологической. Но главное, идеальный фигурист немыслим без фанатичной одержимости работой. Тот, кто тренируется только от сих до сих, а сняв коньки, тут же забывает о фигурном катании, ничего путного на льду не добьется, каким бы он ни был одаренным». Фадеев разделяет это мнение.

В сборной страны он поначалу числился вторым номером, после Игоря Бобрина — на редкость артистичного ленинградца из той плеяды «художников на льду», которую основал знаменитый канадец Толлер Крэнстон. «Художниками» бурно восторгались зрители и гораздо меньше судьи, поскольку эти талантливые фигуристы, увлекаясь созданием ярких образов, порою не обращали должного внимания на шлифовку технического мастерства. А тем фигурное катание и отличается от балета, что здесь наряду с заботами о выразительности композиций необходимо четко и чисто выполнять множество сверхсложных элементов. Иначе, даже будучи всемирно популярным, можно так ни разу и не стать мировым чемпионом. Как это, увы. и случилось со многими мастерами.

Фадеев же по натуре прежде всего спортсмен. И главное для него — победа. «Это, однако, вовсе не означает, что мы с тренером не думаем об артистизме, художественной стороне программ, — объясняет Александр. — Но мы считаем, что в основе выразительности в нашем виде спорта должно лежать безупречное владение коньком. Чем выше техника, тем обширнее твои творческие возможности. А поскольку техническому совершенству нет предела, то мои самые яркие выступления наверняка еще впереди».

Фадеев прогрессирует из года в год и в выразительности, и в чистоте катания. А соответственно растут и результаты. Если на предыдущем мировом первенстве в Оттаве москвича подвели огрехи в «школе» и в итоге он оказался только третьим, то в Токио вычерченные им на льду обязательные фигуры были выверены до миллиметра. А произвольная композиция чемпиона украсилась такими сложными, рискованными и потому особенно эффектными прыжками, к которым еще никто не подступался.

Саша вообще человек очень смелый. Не случайно наряду с фигурным катанием он увлекается мотогонками. И еще — пулевой стрельбой, ибо она развивает выдержку и точность. Кроме того, он очень любит ремонтировать и собирать сложную радиоаппаратуру. Это у него, очевидно, от отца, специалиста по электронно-вычислительным машинам. Жук абсолютно убежден, что из Фадеева мог бы получиться незаурядный инженер. Чемпион же мечтает о тренерской стезе. И потому минувшим летом поступил в Ленинградский военный институт физической культуры.

Я спросил у Александра о ближайших планах.

— Первым делом нужно доказать, что победа в Токио не была случайной. А значит, в наступившем сезоне необходимо резко повысить технику и усилить произвольную программу новыми уникальными прыжками.

— Но ведь и прошлой зимой она у тебя была самой сложной в мире...

— Ну и что? В спорте недопустимо жить вчерашним днем, каким бы приятным он ни казался. Иначе завтра неминуемо проиграешь. Я же мечтаю победить на предстоящей Олимпиаде 1988 года в Калгари. А может, посчастливится побороться за награды и на Играх-92. Специалисты определяют ледовый стиль Фадеева как подчеркнуто мужественный и спортивный. И это, видимо, как раз тот случай, когда в стиле ярко проявляется характер.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

И в Мексике говорят по-испански

Чемпионат мира в Испании. Окончание. Начало в №№ 1, 2

Стар и млад

Этика поведения