Агрономы просят «оружия»

И Серяков| опубликовано в номере №846, август 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Учить-то учили...

С молодым агрономом Зинаидой Мамонтовой я познакомился на Могилевщине, в колхозе «Победа». Было это минувшей весной. Поля только что успели очиститься от снега, кругом стояла непролазная грязь, и крестьяне с нетерпением ждали дня, когда солнце хоть немного пообсушит землю...

На центральной усадьбе, у амбаров суетились люди, шумели зерноочистительные машины. Готовились семена для предстоящего сева.

Где-то далеко-далеко за околицей, в стоявших на отшибе мастерских, гудели тракторы, словно желая показать, что за зиму они основательно окрепли, набрались сил и теперь ждут не дождутся приказа ринуться в битву за урожай.

В правлении артели тоже было пусто. Только за письменным столом сидела белокурая девушка. Она внимательно рассматривала большое полотнище карты и что-то записывала в тетрадь. Это и была Зина Мамонтова.

– Председатель? Он в РТС Да и вообще никого нет. Все заняты подготовкой к полевым работам, – сказала Зина, не отрываясь от карты. – Одна я, видите, засиделась в конторе... Карту закладки удобрений на поля составляю...

– Стратегию урожая разрабатываете?.. Зина подняла голову, улыбнулась.

– Ну, стратегию, может быть, громко сказано, ну а вот тактику – это точно. Ведь очень важно знать, где и каких удобрений не хватает, чтобы вовремя внести их. А для этого нужен скрупулезный анализ почв.

– Ну, тут вам и карты в руки... В институте-то вас научили этим премудростям...

– Учить-то учили, – глубоко вздохнула Зина, – да вот не все так в жизни получается, как в учебниках.

– Почему?

– На первый взгляд тут все очень просто. Вот почвенная карта, на ней все показано – где у нас песок, где суглинки, сероземы. Бери и руководствуйся ею. Только по возрасту эта карта – моя ровесница и совсем не отражает нынешнего состояния почв. А почва – это ведь живой организм, состав ее меняется. Вот посмотрите, здесь значится, что сто двадцать гектаров земли в районе деревни Барсуки закисле-ны. Всякий знает, что их надо известковать, иначе и ждать нельзя высоких урожаев. А какова степень закислення? Сколько надо на гектар центнеров извести? Два или три? Я наметила в этом году завезти туда два центнера, но если спросить меня, почему два, а не три, я не отвечу. Мы, агрономы, совершенно безоружны. Никаких приборов для агрохимического анализа почв у меня нет. Вот и вношу удобрения на авось, вслепую... Как же я могу управлять плодородием земли, руководить борьбой за высокие урожаи, когда сама не знаю, чего просит почва?

Миллионы на ветер

Сетования на отсутствие приборов я слышал не только от Зины, но и от многих других агрономов. Помню, как один из них, молодой паренек, с которым я встретился на Орловщине, говорил:

– Что бы вы сказали, если бы к больному пришел врач без градусника и стетоскопа? Почему же мы не имеем нужного нам агрономического оборудования? Почему колхозные специалисты лишены возможности провести на месте хотя бы самые простенькие анализы не только почвы, но даже и молока?

Я не нашелся, что ему ответить. Только вспомнил старинную народную песню:

Коль не знаешь поля, Где ты сеешь семя, Вырастет лишь горе, Груд погибнет, время.

Не так давно я побывал в колхозе «Луч», Московской области. Здесь всегда сажали много картофеля. И каждый раз вывозили на гектар по восемь центнеров дорогостоящих калийных удобрений. Но урожай оставался низким.

Тогда колхозники обратились в сельскохозяйственный институт. Оттуда приехала бригада специалистов, вооруженная агрохимическими приборами. Провели исследования. Оказалось, что калийные удобрения приносили только вред полю.

А вот другой случай. В подмосковном совхозе «Большевик» всегда считали, что земли здесь кислые, и тоннами вывозили в поле известь, а урожай не повышался. Когда же проверили состав почвы, выяснилось, что известкование, вместо того чтобы обогатить почву, обеднило ее...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены