7 дней среди космонавтов

А Романов| опубликовано в номере №849, октябрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

С Главным конструктором я познакомился еще в прошлом году. О нем, когда настанет время, будут написаны тома. Это любимец космонавтов, для которых он не только ученый, не только технический организатор полетов, но и учитель, наставник, старший товарищ, от которого нет никаких тайн. Его авторитет непререкаем, его слово – закон. Его карие глаза, кажется, видят с земли, что делается и в кабине и в душе космонавта. Он нетороплив, всегда спокоен, уверен в себе. И эти качества передаются его сотрудникам – ученым, конструкторам с мировыми именами, его помощникам-космонавтам.

Прошло добрых полчаса, прежде чем мы смогли побеседовать с Главным конструктором.

– Расскажите об основных научных задачах, поставленных перед кораблем «Восток-3».

– Они обширны и многообразны. Основная задача – продолжить изучение влияния невесомости на организм человека; в какой мере это явление воздействует на работоспособность космонавта в условиях полета. Эти данные чрезвычайно нужны для науки. Их перспективное значение очень велико. Каждый новый полет – это прежде всего новый полет космонавта, новая человеческая индивидуальность. Естественно, что каждый полет обогащает нас, конструкторов, представителей науки, экспериментальным фактическим материалом, столь необходимым для дальнейшего усовершенствования космического корабля.

И, наконец, последняя задача – еще и еще раз изучить работу всех систем корабля в полете. Полученные данные мы используем при конструировании космических кораблей.

– В каком направлении, в частности, шло совершенствование корабля «Восток-3»?

– Наши конструкторы многое сделали для обеспечения надежности полета корабля в околоземном пространстве.

– Можно ли рассматривать полет корабля «Восток-3» как шаг к штурму Луны?

– Да, в известной степени можно, как и все, что мы делаем. Наш путь – от изучения ближнего космоса к познанию дальнего космоса. Луна, несомненно, а будущем станет объектом научных исследований наших космонавтов.

– Это все вопросы? – чуть прищурившись, спросил ученый. – Не так уж много. Не сомневаюсь, что у вас возникнут новые.

Нам хочется знать мнение Главного конструктора об Андрияне Николаеве.

– Главная его черта, высказанная им самим, – это «спокойствие, спокойствие и еще раз спокойствие».

...На стартовой площадке – рабочая атмосфера. Слышатся команды, передаваемые по радио. Мимо нас проходят люди, лица их сосредоточенны. Каждый из них наизусть знает свои обязанности, выполняет их точно и в срок, как того требует предстартовый график. А нам не терпится побывать в домике космонавтов, где жили перед полетом Юрий Гагарин и Герман Титов. Туда сейчас переехал и Андриян Николаев.

– Нельзя ли нам на минуту заехать в домик космонавтов?

Председатель Государственной комиссии смотрит на Главного конструктора, словно советуется с ним.

– Через час Андриян будет свободен, – сообщает нам Главный конструктор. – Петр Ёрмолаевич, – окликнул он знакомого нам инженера. – Проводите, пожалуйста, гостей примерно через час к Андрияну.

Время приближается к 20 часам.

Солнце умерило свой пыл, жара спала. Около 20.30 мы оказались в домике космонавтов. Он окружен молодыми пирамидальными тополями, клумбами. Комната с окном во всю стену. Две кровати, над ними портреты: Ю. Гагарин и Г. Титов – первые жильцы этого дома. Позднее к ним прибавилось еще два портрета – А. Николаева и П. Поповича. Круглый стол, на нем цветы, шахматы. Оказывается, почти все космонавты – заядлые шахматисты. У них есть свои чемпионы. На тумбочке несколько книг – стихи Пушкина и Лермонтова. Как мы узнали позднее, это подарок товарищей, чтобы в космосе скучно не было. Хозяев комнаты нет, и нас принимают их врачи.

– Где отдыхает космонавт?

– Вот на этой кровати, гагаринской.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В доме, которому год

Репортаж из дома № 4 по улице Михайлова в г.Москве