26 из 26

Мирра Рейбах| опубликовано в номере №338, февраль 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это был последний из двадцати шести.

Честно говоря, я сама не знаю, почему вдруг все мы так яростно взялись за дело и всем стало интересно. Я не буду пытаться объяснять это «чудесное превращение». Расскажу просто, что у нас делается.

Время от времени у нас собирается актив класса. Актив - это комсомольцы и несколько наиболее деятельных ребят. На активах мы можем ругаться и спорить очень долго. Но когда доспоримся до чего-нибудь, найдем правильное решение, выполняем его без отступлений. Так мы договорились на активе: довольно списывать, никто из нас не дает свои тетради и сам не списывает. Помогать - сколько угодно. Объявили об этом всем. И хотя иной раз хочется дать списать («ну как не порадеть родному человечку!»), но нет. И приходилось беднягам, понадеявшимся на друзей, товарищей, пыхтя, наспех решать задачи самим, а в следующий раз приходить в школу на полчаса раньше к дежурному консультанту (из наших же ребят).

Потом как-то мы решили основать «классный фонд». Все мы любим театры, музеи, кино. Но предпочитаем ходить не поодиночке, а всем классом. Случается, что кой у кого нет денег, и тут на помощь приходит классный фонд. Взносы необязательны, но вносят все по рублю, по два, - и наш фонд никогда не иссякает.

Есть у нас подшефный класс - 7-й. Подшефным он стал как-то стихийно. Началось с того, что комитет комсомола поручил Гале Вальено руководить там пионерским отрядом, потом у нее появился помощник - Тася Высоцкая. Потом, когда проводилась военная игра, командование поручили Мише Гамбургу. Ребята стали забегать в наш класс, то к Гале, то к Тасе, то к Мише, и мы постепенно перезнакомились с ними. И они теперь, видно, считают, что не только Галя и Тася, но и все остальные двадцать четыре - их вожатые. Мы не возражаем. Они приходят к нам группами и в одиночку по самым различным делам и обращаются к любому из нас. Правда, когда дело доходит до серьезных отрядных событий, все мы отступаем на задний план и ребята признают только Галю и Тасю.

Для каждого из нас нашлось дело. Может быть, это покажется и странным: как найти работу всем двадцати шести? В прошлом году мы бы сами этому удивились. А теперь, будь у нас хоть вдвое больше ребят, и то хватило бы на всех. Вот какими делами заняты наши ребята - я просто перечислю некоторые из них: двое - вожатые отряда, один - вожатый форпоста, двое в редколлегии стенгазеты «Патриот», руководитель фотокружка, руководитель радиокружка, два организатора консультаций по наиболее трудным предметам, два члена комитета ВЛКСМ, два члена учкома, двое организаторов культурно-массовой работы в классе (театры, музеи, классные вечера, доклады и т. д.).

Теперь уже можно покаяться, дело прошлое, но в начале года некоторые поручения были просто-напросто высосаны из пальца. Когда у нас взяли классного руководителя и никому не хотелось, чтоб класс ударил лицом в грязь, многие ребята приходили и просили какую-нибудь работу. Не скажешь же такому человеку, что все поручения розданы и делать абсолютно нечего. И я отвечаю: «О, дела сколько угодно. На следующей переменке ты получишь». И к переменке я, посоветовавшись с групоргом Майей Туровлиной и еще кой с кем, нахожу дело. Так, например, родилась доска для газетных вырезок, которая потом оказалась очень полезной.

Работают у нас все, но работают по-разному. У некоторых проскальзывают потки тщеславия: они делают все хорошо, но немножко напоказ. Работают, а сами поглядывают, достаточно ли они на виду, замечают ли их. Главное для них - не хорошо сделанное дело, а похвала. Есть и такие: выполняют все добросовестно, но и только. А хотелось, чтобы они вкладывали свою душу в дело, чтобы они изобретали, волновались, радовались, злились и все время стремились вперед.

Не знаю, от чего это зависит: от характера ли человека, или от воспитания, или от того и другого, вместе взятого. Но это надо изменить. А как это сделать, как привить людям высокое сознание своего долга, при котором к общественному делу человек относится не менее горячо, чем к своему личному, этого я пока еще не знаю. Вероятно, это делается не сразу и не одним человеком, а целым коллективом.

Напоследок об одном общем друге нашего класса. Хорошо иметь такого друга, которому можно рассказать о себе то, чего бы никому не доверил, и знать, что он тебя слушает не из любопытства, а потому, что глубоко заинтересован во всех твоих делах. Знать, что он тебя не будет утешать, если ты неправ, а сурово и честно скажет тебе правду в лицо. Мы имеем такого друга - это Елена Андреевна Бочарова, наш директор.

Мы стараемся не бегать к ней по пустякам, но как-то так получается, что она в курсе всех наших классных дел, даже мелочей. Она советует, как пересадить болтливых ребят (бывают еще и такие случаи, что взрослых людей приходится пересаживать на другую парту, так как сами они, раз начав болтать, не могут уже остановиться). Она советует, в какой театр пойти и как составить план. Она бывает на наших собраниях, и мы любим, когда она приходит, хотя случается, что она ругает нас так, как нас никто еще никогда не ругал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены