23 000 000 портретов

Евг Долматовский| опубликовано в номере №994, октябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

23 миллиона сегодняшних комсомольцев, вот они — главные юбиляры! Из их улыбок, задумчивых и веселых, гордых и скромных взглядов как бы складывается портрет поколения. Как не пожелать каждому входящему в жизнь так мечтать, строить, учиться, чтобы и его черточка заметна была в этом коллективном портрете!

В очень ответственное время выпало нынешней молодежи входить в жизнь. Не думаю, что небывалое развитие техники — основная примета времени. Мы порой слишком много надежд и ответственности возлагаем на технику (и, грешным делом, рассчитываем, что она что-то может сделать за нас). Но техника — дело человеческих рук и разума, их продолжение, их орудие. Сама по себе она не существует, во всяком случае, решающего значения иметь не может.

Молодой герой нашего времени не служит при технике и уж, конечно, не ей служит. Он ее властитель. Только такая позиция возможна в социалистическом обществе. А если только такая, значит, еще больше трудностей сегодня впереди, и надо, необходимо, обязательно учиться. Мне кажется, что в характере молодого современника постепенно вырабатывается новое отношение к учебе. Школа, ремесленное училище, техникум, институт или университет — это линия канвы, а вышивать по ней надо самому, и не положенное количество лет, а всю жизнь.

Обратили ли вы внимание на то, что в 60-х годах весьма расширился круг профессий, которыми овладели молодые герои нашего времени? То есть профессии эти в том или ином виде существовали и раньше, но упоминание о них не сочеталось с упоминанием о молодом герое. Не будем лукавить — иные профессии считались сомнительными. Ну, например, официант. Но желательно ли стать им л эпоху геологов, физиков, космонавтов и балерин? Все дороги открыты, а ты пойдешь с подносом в руках?

Одной из серьезных заслуг комсомола я считаю создание перелома во взглядах на профессии. В общем-то это заслуга нашего строя, всего общества, но комсомол на деле, в лихорадке будней осуществил этот перелом. И вот оказалось, что «плохих» профессий не существует. Существуют личности, характеры, вписанные в большую и яркую картину эпохи.

При всем многообразии путей, профессий, условий и обстоятельств характер молодого современника имеет оригинальные черты, которые можно и обобщить. Конечно, это обобщение неточно и приблизительно, а все же хочется поразмыслить над главными чертами, выработавшимися в поколениях, вошедшими в быт, в повседневность.

Мне кажется, что авторы очерков «Твои воспитанники, комсомол» попали в трудное положение. Задание было нелегкое: написать портреты молодых современников. Так сказать, рамка и одно лицо в ней, одна фигура. Но современник не может, не умеет, не хочет фигурировать один на портрете, он окружен людьми — знакомыми и незнакомыми, но непременно связанными с его жизнью и деятельностью.

Умение найти себя — это и умение найти свое место среди людей. Ведь «гордому одиночке», оказывается, очень неуютно жить на свете, и время не способствует его удаче.

Комсомол — это умное сочетание личности и массы, это союз, коллектив. Вот и получается, что в рамку одного портрета непременно вписываются многие люди.

Всем без исключения воспитанникам комсомола, о которых рассказывала «Смена» (да и тем, о которых не рассказывала), пришлось и приходится преодолевать немало трудностей на своем пути. Я вижу в этом естественное положение. Ведь не для легкой жизни выбрали мы комсомольскую судьбу. Вступление в комсомол — это прежде всего обязательство.

Конечно же, комсомольцем быть труднее, потому что комсомол — организация для сильных духом или тех, кто хочет быть сильным, для тех, кто готов или готовится к серьезным испытаниям.

Не надо понимать подвиг исключительно как действие в особых обстоятельствах, ну, к примеру, пожар, и герой бросается в огонь, спасает детей.

Бывают и другие подвиги, подчас не менее сложные, чем отвага на пожаре или при спасении утопающих. Я говорю о духовном, нравственном подвиге, связанном с самостоятельным принятием решений. Случается, что и выбор профессии может оказаться подвигом. И сложные человеческие отношения и уж, конечно, любовь требуют подвига, героизма.

Для меня дороже всего та воспитанность, то состояние человека, когда геройство, если ему суждено проявиться по воле случая или обстоятельств, проявляется как рефлекс, как естественная реакция на возникшие трудности и преграды.

Конечно, это — сознательное действие, но оно становится выражением всего душевного строя человека, оно его существо, мгновенная реакция, если надо.

О самостоятельности мышления современной молодежи говорят и пишут много. И желание молодых дойти самим до определенных оценок явлений, выработать свои собственные взгляды вполне закономерно. Но мне смешны те, кто противопоставляет эти качества нынешней молодежи ее предшественникам: дескать, они действовали по команде, не думали, а исполняли.

Ну, в атаку, конечно, бойцы идут по команде.

Но разве мог бы достичь такого размаха массовый героизм в Великую Отечественную, если бы в атаку ходили не убежденные, идейные воины, а слепые исполнители команд? Никогда!

Героизм всегда связан с идейностью, с одухотворенностью, с верой в идеалы. Тем более массовый героизм.

Скепсис — качество слабых. Трезвость суждений — признак силы. Но мир человека не разложишь по полочкам. И есть то, что Горький назвал «безумством храбрых», высочайшие взлеты человеческого духа. Присущи ли они нашей молодежи?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Точка отсчета

Комсомолец 20-х годов, ныне известный советский строитель профессор Иван Васильевич Комзин, отвечает на вопросы журналиста Ю. Калещука