152 из 154

В Пчелинцев| опубликовано в номере №362, июнь 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

24 апреля 1937 года, в день советского стрелка, я вышел на полигон уже капитаном организованной мною школьной стрелковой команды. Мы заняли одно из первых мест, но не первое. Почему? Мне было очень обидно. Я пытался оправдаться плохой стрельбой отдельных товарищей. Но все это было, конечно, неверно. Просто, команда, обогнавшая нас, была лучше тренирована. И я понял, что нужно работать еще более упорно.

Кто такой снайпер

Окончив среднюю школу, я поступил в Ленинградский горный институт. Там же был зачислен в снайперскую школу Осоавиахима. Всю зиму 1938-1939 года я усиленно занимался в школе, а лето провел в лагерях. Снайперская школа сыграла большую роль в моей жизни. Здесь я стал не только сверхметким стрелком-спортсменом, для которого рекорд - главный показатель успеха, а снайпером - бойцом. Я полюбил свое оружие, постиг мастерство выбора огневых позиций, маскировки, приобрел необходимые снайперу физические качества.

Кто же такой снайпер? Это человек, умеющий поражать цель, как бы мала она ни была, и поражать одной пулей, с первого же выстрела. Руки! снайпера должны самостоятельно, быстро, автоматически выполнять вое необходимое для выстрела. По привычке он заряжает винтовку, поудобней вставляет приклад в плечо и в это же время находит то единственное, решающее мгновенье, когда надо плавно нажать на спусковой крючок, чтобы безошибочно поразить цель.

Этому меня научила школа. Здесь я начал оценивать себя не как спортсмена-рекордиста, а как бойца. Уже в школе мы приучались стрелять не в обычном, благоустроенном тире или на полигоне, а сами находили хорошо скрытые и удобные позиции. Мы знали: снайпер должен уметь быть невидимым, должен уметь отлично маскироваться, и мы надевали специальные маскировочные костюмы, окрашенный в зеленые и черные пятна - под цвет листвы, летом голову прикрывали пучками травы, а в заплечные ремни втыкали ветки. Зимой же мы одевались в белые халаты, сливающиеся с цветом снега.

Обычному стрелку, когда целится он из простой винтовки в далекую мишень, последняя кажется очень маленькой. Как ни щурится он, а мишень все время то появляется в поле зрения, то исчезает. Невольно такой стрелок часто думает про себя: «Если бы мишень вдвое больше! Тогда бы уж попал наверняка!»

Иное дело - снайпер. У него на винтовке есть специальный оптический прицел. Он и приближает и увеличивает цель.

Но чтобы пользоваться оптическим прицелом, надо его хорошо изучить. И здесь большое значение имеет правильная установка правого глаза по отношению к оси прицела. Малейшее перемещение глаза вверх или вниз, малейшее движение головы, часто даже неуловимое для стрелка, влекут ошибку. Лучшее средство тренировки - ежедневно упражняться на прицельном станке.

Снайпер бьет только по важным целям, потому что с каждым новым выстрелом для него возрастает опасность быть обнаруженным. Вон блеснули погоны офицера. Снайпер берет его на мушку - и отряд противника остался без командира. Вон мчится на мотоцикле вражеский связист. Снова выстрел - и важное донесение остается не доставленным. И так изо дня в день...

Наконец наступил день инспекторских стрельбищ. Как назло, погода выдалась пасмурная, серая - и мишени таяли в молочной мгле. Каждой снайперской паре выдали по двенадцать патронов. Ими надо было сбить два пулемета и «восемь перебежчиков». Поразить цели мы должны были в тридцать пять секунд. Это было нелегко. Тем не менее, мы принялись за дело.

В двадцать семь секунд мы поразили все цели и выполнили задание на «отлично». А через месяц я получил звание снайпера СССР.

ВОЙНА

Мы сидели в комнате студенческого общежития. Пять товарищей: Юрий Капков. Дмитрий Кунаков, Юрий Херувимов, Анатолий Кремнев и я. Сидели и мечтали о будущем. Мы закончили третий курс Горного института. Настало время каждому из нас доказать, на что он способен. Завтра нас зачисляют в разведывательные геологические партии.

Каждому из нас, конечно, хотелось сделать что-нибудь большое, затушевать «белые пятна» на карте природных богатств страны. В свою мечту, которая вынашивалась годами, мы вкладывали значительно большее, чем просто тщеславное желание личного успеха. За кордонами нашей страны бушевал пожар второй мировой войны. Что будет завтра? Не посягнет ли враг на нашу родину?

К решающим схваткам мы мечтали подмять новые богатства наших недр, чтобы обрушить их на врага. Новые горы металла, цемента, угля, нефти мы хотели, открыть нашей стране. Мы крепко жали друг другу руки и желали успеха...

Моя разведывательная партия задерживалась. Она собиралась в путь только через месяц, и я решил это время погостить у родителей, в небольшом городке Таурогене, на самой границе с Германией.

Ночью поезд медленно отошел от ленинградского вокзала. Мелькнули дома акрами, нарядные дачи. И вот уже не различить отдельных строений: море трепещущего огня. Я мысленно угадывал темный квадрат Сенатской площади и на вздыбленном коне Медного всадника. Густое марево дыма шумного, не затихающего ни днем, ни ночью порта. Узорчатые мосты, широкие проспекты, монументальные набережные. Родная северная столица искрилась мирными, радостными огнями.

21 июня, днем, я был в Риге, а в восемь часов вечера приехал в Тауроген. С вокзала пошел пешком. Разыскал нужную улицу и маленький домик в тенистом саду. Я был дома! Отец возвратился только в час ночи. Встреча была радостной. Мы долго говорили с ним о моем будущем. Оно широко открывалось передо мной. Потом отец и мать легли спать, а я присел к радиоприемнику. Я. слушал сообщения о разрушенных городах, и перед моим взором вставала в огне и дыму Европа. А в нашем домике, в городке, в моей стране царили мир и покой. Я лег с радостной мечтой о завтрашнем дне...

Сквозь сон я услышал гул и громовые раскаты. В окно был виден пожар.

- Владимир! - окликнул меня отец. - Это немцы. Я ухожу. Позаботься о матери и ребятах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены