Творчество

Л Татьяничева| опубликовано в номере №686, декабрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нет, не сразу появилась у Николая Беззубенко эта спокойная уверенность, с которой он шагает по огромному цеху, где, словно в городе, есть свои проспекты, переулки, тупики, главные и второстепенные магистрали. И не сразу научился он различать среди тысячи разнообразных звуков и дробный стук автокары, громыхающей по широким стальным плитам цехового пролета, и предупредительный звонок плывущего над головой подъемного крана, и многое другое...

Беззубенко идет по цеху, на ходу обменивается короткими фразами с наладчиками и рабочими. По тому, как к нему все обращаются, по дружеским кивкам и улыбкам видно, что Беззубенко здесь - свой человек.

- Ну, что, Николай Кириллович, ладно теперь получается? - спрашивает его шлифовальщица.

Беззубенко утвердительно кивает головой, наблюдая, как женщина снимает со станка готовую тускло поблескивающую деталь, шлифовка которой еще совсем недавно была сопряжена с большими трудностями. Работа точная, а замер детали проводился ручным способом. Приходилось по многу раз останавливать станок, терять дорогое время; однако и это зачастую не спасало от брака...

Обычные мерительные приспособления из - за сложной конфигурации детали применить не удалось. Надо было искать выход. Молодой инженер изобрел меритель, при помощи которого шлифовальщица, не останавливая станка, по стрелке индикатора» любой момент может определить, сколько нужно еще снять металла, чтобы получить заданный размер.

Сейчас все кажется чрезвычайно простым, а первое время шлифовальщицы никак не могли научиться пользоваться этим приспособлением. Беззубенко часами простаивал возле станков, настойчиво «терпеливо помогая работницам освоить нововведение.

Да разве одно только это! Пять лет работает Николай Беззубенко на Челябинском тракторном заводе, и не было, пожалуй, за все время такого дня, когда бы его мысль бездействовала, не искала новых путей совершенствования технологии.

Мимо прогромыхала тележка с кудрявой металлической стружкой. Беззубенко замедлил шаг, отрывисто спросил:

- Вы знаете, сколько металла идет в стружку?

И сам же ответил:

- В среднем до тридцати процентов. А бывает, что при обработке деталь теряет три четверти своего первоначального веса. Вы только подумайте, сколько пропадает зря драгоценного труда горняков, металлургов, железнодорожников, станочников. Вот она, нерешенная проблема - Тонкая морщинка резко легла между светлых бровей, придав по - юношески округлому лицу молодого (инженера выражение решимости и упорства.

И мне вспомнился недавний разговор с главным инженером завода Евгением Васильевичем Мамонтовым, припомнились его слова, сказанные о Беззубенко: «Настойчивый. Легких путей в жизни не ищет. Этот может многого добиться, много сделать полезного...»

У каждого возраста своя мера времени. Молодой человек с гордостью говорит: - Я уже пять лет работаю на заводе!

Человек пожилой с улыбкой его поправит:

- Не уже, а еще только пять лет ты поработал, сынок...

Но, объективно говоря, и пять лет - срок немалый. Особенно если учесть, сколько труда, размышлений, новых знаний поглотили эти годы.

Очевидно, именно поэтому Николая Кирилловича Беззубенко уже не считают на заводе молодым специалистом, хотя о» не вышел еще из комсомольского возраста.

Ему вполне хватит пока одного тетрадного листка, чтобы написать свою автобиографию, но сколько интересных и значительных событий произошло в его судьбе!

... За окном идет дождь. Кажется, что водяные капли не просто падают на землю, а скатываются с неба по серебряным нитям. Прислушиваясь к шуму дождя, Беззубенко неторопливо рассказывает о друзьях по институту и по заводу, о работе и дальнейших планах, словом, о том, о чем обычно не пишут в автобиографиях и анкетах.

У Николая Кирилловича своя особая манера говорить. В его речи нет необязательных или повторяющихся фраз. Слова ложатся прочно и стройно, передавая всю полноту мыслей и чувств.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены