Ясная поляна

А Шаповалова| опубликовано в номере №631, сентябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ясная Поляна была для писателя больше, чем домом, в котором он жил. «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней», - писал он.

Приезжая в Ясную Поляну, с первых шагов подпадаешь под властное, волнующее обаяние обстановки, в которой творил гениальный писатель.

Вот дом, где жил Лев Николаевич.

В самой большой комнате, служившей семье одновременно и столовой, и гостиной, и залой, вечерами собирались домашние и гости. За круглым столом, на котором стоит лампа под большим абажуром, Лев Николаевич знакомил слушателей с законченными главами своих романов, спорил о политике, об искусстве, литературе, морали. В этих разговорах и спорах принимали участие Тургенев, Чехов, Горький, Короленко, Репин и многие, многие другие.

Кабинет Льва Николаевича - святая святых дома. Отсюда гремел его голос, «обличавший всех и всё». В маленькой комнатке - большой письменный стол. В этой комнате, как и во всём доме, вещи находятся в том порядке, в каком их оставил Толстой, навсегда покидая Ясную Поляну.

На столе привлекает внимание большое пресс - папье из темного граненого стекла. Оно подарено Толстому рабочими Мальцевского завода в 1901 году, после отлучения Льва Николаевича от церкви. На пресс - папье надпись: «Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи - «первосвященники». Русские люди всегда будут гордиться, считая Вас своим, великим, дорогим, любимым».

В кабинете стоит и другой подарок. Это эдисоновский фонограф. Сохранилось более десяти валиков с надиктованными Толстым письмами, записями литературных произведений, прочитанных им самим.

Однажды майским утром 1908 года Толстой узнал из газет о новых казнях крестьян. Глубоко взволнованный и возмущённый, он произнёс слова, облетевшие весь мир: «Нет, это невозможно! Нельзя так жить! Нельзя так жить! Нельзя и нельзя. Каждый день столько смертных приговоров, столько казней...» Эти слова легли в основу его знаменитого памфлета «Не могу молчать».

Переходя из комнаты в комнату, присматриваясь к вещам, которые служили толстому, узнаёшь о его вкусах, привычках, привязанностях...

Короткая дорожка от дома - музея ведёт к Литературному музею. Одно время в этом здании располагалась школа, открытая Толстым для детей яснополянских крестьян.

Оба здания стоят в живописном парке. Богатая природа Ясной Поляны и окрестностей не раз вдохновляла Льва Николаевича Толстого на создание изумительнейших по живописности и проникновенности картин. Так, например, в «Анне Карениной» Толстой описывает охоту Левина на вальдшнепов. Пейзаж, который писатель здесь рисует, очень напоминает тот, который открывался его взору, когда он сам отправлялся на охоту в ближайший лес за рекой Воронкой.

Ясная Поляна хранит живое дыхание жизни писателя. Она дорогое для каждого советского человека место.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены