Надежда Фой Хоуп

Анна Илупина| опубликовано в номере №591, январь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Деньги были собраны. Разрешение на выезд получено. «Народные артисты» и их многочисленные друзья могли ещё раз убедиться в том, что силы их не так уж слабы, коль скоро они могут заставить государственный департамент США изменить своё решение.

Наконец Фой Хоуп в Берлине. Приехала она усталая, измученная, полубольная: преодолеть помехи, издевательства, притеснения в Англии, Франции, Австрии, где полиция не пропускала её на фестиваль, не шутка. С огромным трудом прорвавшись в Чехословакию, откуда ей помогли доехать до Берлина, она здесь, у самой цели, узнаёт, что именно сегодня, в самый день приезда, заканчивается международный конкурс вокалистов. Это ли не обидно!

Но о приезде Фой Хоуп узнал преподаватель Московской консерватории и председатель жюри конкурса вокалистов профессор Любченко. Он настоял на том, чтобы для негритянской певицы в тот же день было устроено два тура прослушивания.

И вот она поёт. Поёт две песни о «странностях жизни» в «демократической» Америке.

«... В детстве мать нам напевала колыбельные песни, стремясь нас усыпить. Выросли мы, и белые хозяева земли стремятся усыпить наши души, наш разум и волю. Не пора ля стряхнуть с себя сонливость, не пора ли народу проснуться, встав на защиту новой, свободной жизни миллионов простолюдинов?!.» Так поёт Фой Хоуп, и всё сильней звучит призыв, всё больше веры и надежды в её голосе.

Потом начинается вторая песня: «Странный плод раскачивается на дереве. Нет, то не плод, то брат мой - негр, повешенный белыми без суда, по «суду Линча»...»

Она поёт. Голос её необычного, мягкого тембра завораживает слушателей. Мимика и жесты выразительны, грациозны, красивы. Спустя много дней, уже в Москве, вспоминая фестиваль, профессор Любченко рассказывал:

- Фой Хоуп, несомненно, была самой интересной певицей среди вокалистов, выступавших в конкурсе от Соединённых Штатов. Богатая мимика, природная музыкальность Хоуп во многом напоминают творчество замечательного сына негритянского народа Поля Робсона.

Как нельзя более заслуженно было то шумное одобрение, которое выразили ей «дети разных народов», до отказа заполнившие зал берлинского Дома прессы.

Ещё лучше, чем на конкурсе, пела Фой там же, в Берлине, на встрече с советской делегацией. Наконец-то она видела русских, пожимала им руки, слушала их говор!

В Берлине Фой Хоуп получила приглашение Антифашистского комитета советской молодёжи побывать в СССР.

... Москва. Университетский клуб. Шумная студенческая аудитория рукоплещет гостье. Фой спрыгивает с эстрады в зал, её заставляют вернуться на подмостки, и она, счастливая, как никогда, поёт ещё и ещё.

... Фой Хоуп идёт по Сталинграду. Улица Мира. Светлая, прекрасная, эта улица пленяет её воображение. «У меня в Сталинграде есть брат»... - напевает она. Это он возродил Сталинград - символ бессмертия, живое подтверждение неиссякаемых творческих сил могучего и доброго народа. Разве есть здесь хоть один человек, кто хотел бы войны, разве может строитель мечтать о разрушениях, певец - о громе пушек, мать - о гибели ребёнка? О, теперь Фой Хоуп знает, что ей надо делать!

Сложить десятки призывных песен, сказать сотни гневных речей, объяснить тысячам простых людей там, за океаном, сколько миролюбия и силы, поэзии и твёрдости, нежности и могущества сосредоточено здесь, в Советском Союзе. Сказать соотечественникам ясные и доходчивые слова правды:

- Люди! Я видела подлинный Новый Свет. Это - Советский Союз. Я была в Москве, в городе, где живёт Сталин; в Сталинграде, дважды спасённом и возрождённом его гением; в Грузии, где он родился и вырос. Я узнала советский народ - народ Сталина - и полюбила его, потому что нельзя не полюбить поэта и труженика. Работой и песней утверждает, славит и завоёвывает советский народ мир для всего мира. И для нас, граждан Америки. Поможем же Советскому Союзу отстоять мир! Будем учиться у него мужеству, настойчивости, последовательности в борьбе за мир, ибо он наш наставник, наше будущее, наша надежда!...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены