О базисе и надстройке

Ф Хрусток| опубликовано в номере №567, январь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гениальные произведения товарища Сталина по вопросам языкознания являются образцом творческого развития марксистско-ленинской науки. Разрабатывая научные основы языкознания, товарищ Сталин развил дальше диалектический и исторический материализм.

Творчески обобщая всемирно-исторический опыт строительства коммунизма в СССР, а также опыт борьбы народов всех стран за мир, демократию и социализм, товарищ Сталин дал глубокую научную разработку коренной проблемы исторического материализма о базисе и надстройке, обосновал пути и средства ликвидации старого, капиталистического базиса со всей его политической и идеологической надстройкой и создания нового, социалистического базиса с соответствующей ему надстройкой, раскрыл огромную роль новой надстройки в построении социализма и в дальнейшем его развитии по пути к коммунизму.

***

Основоположники марксизма впервые в истории открыли подлинные законы развития общества и научно доказали, что причины всех изменений и переворотов в общественной жизни лежат не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, в экономике общества.

Из всего многообразия общественных отношений Маркс и Энгельс выделили экономические, т.е. производственные, отношения людей как основные, первоначальные, определяющие все остальные отношения в обществе. Они доказали, что с изменением экономической основы общества, с изменением базиса, т.е. совокупности производственных отношений, неизбежно происходит изменение всего общественного строя, совершается переворот во всей громадной надстройке, т.е. изменяются политические, юридические, философские, художественные, религиозные взгляды и соответствующие им учреждения.

Конкретизируя и развивая дальше марксистско-ленинские положения о базисе и надстройке, товарищ Сталин в своём труде «Марксизм и вопросы языкознания» дал классическое определение базиса и надстройки, раскрыл их особенности, показал, в каком отношении находятся они к производству, и дал исчерпывающую характеристику активной роли надстройки в развитии общества.

«Базис, - пишет И. В. Сталин, - есть экономический строй общества на данном этапе его развития». Сталинское определение базиса указывает на исторически преходящий, изменчивый характер экономического строя общества.

Товарищ Сталин отмечает: «Специфические особенности базиса состоят в том, что он обслуживает общество экономически».

Каждому общественному строю, учит товарищ Сталин, соответствует определённый экономический строй, т.е. базис, охватывающий область производственных отношений. Экономические базисы первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального и капиталистического обществ отличны друг от друга, имеют свои особенности. А экономический базис социалистического общества коренным образом отличается от базисов всех предшествующих ему обществ.

Исследуя различные типы производственных отношений в истории общества, т.е. экономическую структуру различных формаций, товарищ Сталин показал, что в основе производственных отношений людей лежат отношения собственности и что поэтому тот или иной тип производственных отношений, та или иная экономическая структура общества складываются в зависимости от характера собственности на средства производства, т.е. общественной или частной.

В эксплуататорском обществе, основанном на господстве частной собственности на средства производства, экономические производственные отношения людей являются отношениями господства и подчинения, при которых одна часть общества, владеющая средствами производства, эксплуатирует и порабощает другую часть общества, лишённую средств производства. Непримиримая классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми составляет основную черту такого общества.

В социалистическом обществе, где господствует общественная собственность на средства производства, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, производственные отношения людей выступают как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Таким обществом является наше советское общество.

Товарищ Сталин учит, что экономический базис нельзя отождествлять с производством, с производительными силами общества, как нельзя и отрывать его от производительных сил. Базис не может существовать и развиваться независимо от производительных сил общества. В своём классическом произведении «О диалектическом и историческом материализме» товарищ Сталин показал, что главной силой, определяющей развитие общества в целом, является способ производства, который имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

Каков способ производства, говорит И. В. Сталин, таково в основном и само общество, таковы его идеи и теории, политические взгляды и учреждения.

Исследуя вопрос о развитии способа производства и выясняя характер закономерной связи между производительными силами и производственными отношениями, И. В. Сталин установил, что сначала изменяются производительные силы общества, как наиболее подвижный и революционный элемент производства, а потом, в зависимости от этик изменений и в соответствии с ними, изменяются производственные, т.е. экономические, отношения людей, экономический строй общества, базис.

В свою очередь, изменения в экономическом базисе общества вызывают соответствующие изменения я надстройке.

Установление различий между производством и экономическим базисом имеет громадное практически-политическое значение» а именно: при революционном переустройстве общества надо знать, что уничтожается, и что сохраняется и развивается дальше.

Марксизм-ленинизм учит, что при переходе от одного общественного строя к другому уничтожается старый экономический базис, заменяется новым базисом, соответствующим новой ступени развития производительных сил. Но ликвидация старого базиса и замена его новым базисом вовсе не означают разрушения материальных производительных сил.

В своём труде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталин показал, что в развитии производительных сил общества существует историческая преемственность, что каждый новый общественный строй не отбрасывает, не уничтожает созданные до него производительные силы, а использует их и развивает дальше.

Марксизм-ленинизм учит, что, уничтожая революционным путём капиталистические производственные отношения, капиталистическую систему хозяйства, пролетариат не уничтожает материальные производительные силы, созданные при капитализме, а использует их в интересах развития социализма и ставит на службу социализму все завоевания науки и техники. Уничтожая старые, капиталистические производственные отношения, победивший пролетариат создаёт новые, социалистические производственные отношения, полностью соответствующие характеру производительных сил, создаёт новый, социалистический способ производства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Родной образ

На Всесоюзной художественной выставке 1950 года