Советский учитель

О Кожухова| опубликовано в номере №589, декабрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Широкие дороги перед нашими людьми. А самое большое счастье учителя - это видеть, как его ученикам предстоит светлая жизнь, жизнь творца, строителя». Эти слова принадлежат учительнице Любови Георгиевне Богдасаровой, которой посвящен один из очерков книги «Школьный учитель».

О счастье наших советских учителей и рассказывают любовно собранные в книгу очерки о советских школьных учителях - первых наставниках и воспитателях каждого советского гражданина, о тех мудрых, спокойных и требовательных людях, чьи образы запоминаются их воспитанниками на всю жизнь.

Суровый житейский и трудовой путь прошла Любовь Георгиевна Богдасарова, девочка из бедной армянской семьи (очерк Л. Воронцовой «Директор школы»). Ордена, украшающие грудь седой, строгой женщины, свидетельствуют о том, что на этом пути она сумела не только приобрести опыт и знания, но и передать их многим и многим сотням своих учеников. «И разве для неё не награда эти строки?!» - восклицает автор очерка, приводя выдержку из письма, адресованного Любови Георгиевне; «И часто мне думается, что вряд ли что из меня получилось бы, если бы не школа, не Вы и не наша школьная комсомолия. Так бы и остался маменькиным сынком из интеллигентских мальчиков. Вы первая поставили меня на правильные рельсы, вправили как следует мозги, за это Вам большое-большое спасибо».

Таких писем Любовь Георгиевна получает много, и они живое свидетельство её таланта как педагога и воспитателя.

В очерке убедительно показана органическая и действенная связь между директором, коллективом учителей и комсомольской организацией. Любовь Георгиевна часто бывает на заседаниях комитета комсомола, собраниях. Её так и называют: «Наша главная комсомолка», - и прислушиваются к советам.

« - Товарищи, - говорит она, - вы предлагаете строгий выговор с занесением в личное дело. А не слишком ли это тяжёлое наказание? Вы осудили поступок правильно, но, может быть, лучше предупредить сначала, - чтобы у человека была возможность подумать, исправиться?»

Неистребимая вера в человека, любовь к своему делу - вот что чувствуешь во всех решениях и поступках учительницы.

« - Когда скульптор лепит статую из глины и неверным движением искажает образ, он может исправить свою ошибку, а мы создаём человека, мы создаём наше будущее. Наша ошибка - преступление», - говорит она.

Очерк «Счастливая» И. Печерниковой посвящен совсем молодой учительнице - комсомолке, члену бюро райкома ВЛКСМ Нинель Петровне Черняевой. Её жизненный путь совершенно не похож на путь Богдасаровой.

Молодая девушка родилась и воспитывалась при советской власти - перед ней были открыты все дороги, и она без колебания выбрала именно эту, одну из благороднейших и трудных, - дорогу школьной учительницы.

«Дорогие мои, - писала она своим друзьям в Заполярье, - если б вы знали, какая я счастливая! Буду учить и воспитывать детей».

Ещё мал её жизненный и практический опыт, но на помощь Нинель Петровне, преподавательнице русского языка, приходят все: и старые, знающие педагоги, и райком комсомола, и, как она говорит, сам Сталин своими гениальными трудами.

Она вспоминает слова вождя, высказанные в одной из бесед: «Если человек не может грамотно, правильно изложить свои мысли, значит, он и мыслит так же бессистемно, хаотично. Как же он в порученном деле наведет порядок?»

Научить школьников любить красоту и богатство русского языка, уметь пользоваться этим богатством - так понимает свою задачу Нинель Петровна Черняева.

О большой ответственности и счастье учителя говорится и в очерке Е. Нагаевой «Радостный труд». Мария Васильевна Гоголева, директор школы, облечена высоким доверием народа: она депутат Моссовета. Она ездила с советской делегацией в Австрию. Мария Васильевна ищет новые формы воспитательной работы - лектории для родителей, открытые уроки, обмен опытом и т. д.

« - Очень досадно, что у нас обычно не закрепляется, не обобщается опыт работы отдельных школ, - говорит она. - Надо создавать историю школ, как создаётся история заводов... Это будет очень поучительно, очень важно».

Какую-то часть этой задачи и выполняет сборник очерков «Школьный учитель». Несомненно, он сослужит хорошую службу не только учителям, но и комсомольским организациям школ, ученикам. Он поможет им осознать всю важность работы педагогов, найти новые пути и методы в деле воспитания молодёжи.

Многочисленные приведённые в книге примеры переделки того или иного юношеского характера, исправление, под влиянием коллектива, казалось бы, неисправимых учеников показывают, что традиции А. С. Макаренко прочно вросли в жизнь и быт советской школы. Недаром так часто упоминается имя Макаренко героями этих очерков.

И ещё хочется вспомнить одного человека, чьи слова можно было бы поставить эпиграфом к этой книге, - это слова великого пролетарского писателя А. М. Горького: «Человек- это звучит гордо!» Вот эта бережность и внимание к человеку, уважительная требовательность к нему - будь тот человек маленький первоклассник или сознательный комсомолец - и составляют внутренний смысл этой хорошо задуманной книги.

К сожалению, не все очерки написаны на одном уровне. Если очерки «Директор школы» Л. Воронцовой, «Счастливая» И. Печерниковой, «Радостный труд» Е. Нагаевой, «Четыре года» А. Елагиной читаются с интересом и дают богатый познавательный материал, то этого нельзя отнести полностью к очеркам Евг. Анучиной «Зелёная книга», К. Андреева «Творчество» и другим. Есть небрежности и в языке: «Одни стоят, тесно прижавшись к матери», - речь идёт о первоклассниках, или: «Широким жестом она как бы стирает границы пространства и времени», - это говорится об учительнице на уроке. Есть в очерках и просто сухое, растянутое изложение фактов. В целом книга, несомненно, принесёт пользу, так как, говоря словами этой книги, «даже опытному учителю есть чему поучиться у старшего, перенять лучшее, передовое, применить на практике верный совет». К этому можно добавить: и не только учителю, а каждому советскому читателю, живущему в коллективе и ежедневно испытывающему на себе его могучее воспитательное влияние.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены