Лесные скорости

Ольга Кожухова| опубликовано в номере №579, июль 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Может, «сидение» сократится, если сразу сеять дубки на солнце? Заложили опыты. С нетерпением ждал Михаил Васильевич всходов. Но дуб рос по прежнему медленно и «сидел» на солнце дольше, чем в тени.

Как же быть? Что делать?

Услыхал как - то Колесниченко замечание старого лесного объездчика Кулешова:

- Это Михаил Васильевич телят никогда не выпаивал... Он бы знал: телку хоть золотое ведро давай, всё равно мордой толкать будет...

Ничего сначала не понял Колесниченко: при чём тут телёнок? А потом догадался. Ну, ясно: привыкнув к тоненькой струйке материнского молока, телёнок не может сразу напиться из ведра. Значит, и молоденькому дубу солнце нужно не вёдрами, а тоненькой струйкой...

На опытных делянках питомника Шиповской станции есть интересные дубки. Стволы у них уже одревеснели, рослые, густолистые.

- Как вы думаете, сколько им лет? - спросил у меня Колесниченко.

- Лет семь...

- Вот и ошиблись!... - засмеялся он. - Это трёхлетки, совсем ещё дошколята.

Я посмотрела на дубки с уважением: «скоростники»! Выросли вдвое быстрее обычных.

- Как же это вам удалось?..

Михаил Васильевич подробно рассказал о своём методе яровизации желудей.

- Знаете, иногда мучаешься, усложняешь опыты, а решение совсем простое. Обычная яровизация, как у пшеницы. Лежали жёлуди в тепле, во влажном песке всю зиму. Вот в течение зимы, за девяносто дней, дубок - желудок и прошёл у нас одну из стадий развития! Правда, это ещё не то, что хотелось бы, но уже и не прежние «сидни»...

Он прошёл по питомнику вдоль делянок, осматривая контрольные участки, где сеялись обычные, «медленные» жёлуди, закурил папиросу.

- Мне вот некоторые говорят: «Да, опыты с яровизацией - интересно. Но ведь вы и сами не знаете точно, какой нужен режим для желудей: холод ли, тепло, нужно ли облучать жёлуди солнцем?» В общем, опять ссылаются на «тёмный лес». А мы не можем ждать сложа руки...

- Лет пятнадцать всё - таки придётся подождать?

- Пятнадцать? Нет, это слишком долго. Лет пять - самое большое. А за эти годы разве мало других проблем возникнет? Например, нужно добиться, чтобы дуб хорошо плодоносил не через каждые семь лет, как обычно, а ежегодно... Или бересклет... Это очень ценная порода деревьев. Всходы его появляются только на второй год после посева, а мы вот получили всходы в первый же год. Вот так ходишь иной раз вокруг деревца, смотришь на него, чуть не спрашиваешь: «Ну, чего тебе недостаёт? Чего тебе ещё надо, чтобы ты росло?..»

Мы шли по тенистой аллее. Нагретый солнцем воздух словно дрожал от испарений. В цветущем боярышнике гудели пчёлы. Среди стройных дубов буйно разрослись «гости» - амурский бархат, дающий пробку, американский орех, дуб красный, лиственница. Где - то в высоких кронах бродил ветер, и листва шумела, как море, и зелёные волны их несли влажную свежесть и прохладу.

- А знаете, - сказал Колесниченко с едва заметной улыбкой, - ведь я в детстве мечтал о море. И поступал - то я в Лесной институт с неохотой, я в Воронеже учился; кораблестроителем хотел стать... Это уж потом увлекла биология, специальные предметы. А теперь, - Колесниченко, запрокинув голову, посмотрел на вершины дубов, - а теперь... Разве не большое счастье растить вот таких красавцев! Ведь это тоже для моря, корабельный лес...

Слова Колесниченко о море напомнили мне предание: когда - то, сотни лет назад, Пётр Первый, приехав на Дон строить корабли для Азовского похода, поднялся на эти холмы, поросшие лесом, осмотрелся и сказал: «Место сие красное есть». С тех пор и зовётся оно Красным. И сёла тоже хранят названия тех времён: Пузево - потому что там делали днища кораблей, в Гваздове изготовлялись гвозди, в Клеповке клепали судна, в Чернавке добывали смолу и дёготь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены