Дыхание весны

Е Смирнова| опубликовано в номере №578, июнь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Роман татарского писателя Кави Наджми «Весенние ветры» - широкое историческое полотно, рассказывающее о жизни татарского народа. В нём описаны события начиная с эпохи Александра II и кончая Октябрьскими днями 1917 года.

В центре романа - кузнец Мустафа и его сын Герей.

Не порвав окончательно с деревней, кузнец Мустафа в первые годы работы на фабрике мечтает о покупке коровы, лошади. Но деньги идут к ростовщику - лавочнику, жизнь зачеркивает и мечты о коне и надежду вернуться в деревню.

Заводовладельцы всячески разжигали национальную вражду между русскими и татарами, чтобы отвлечь рабочих от политических стачек. Однако под влиянием передовых русских рабочих у Мустафы, как и у многих других рабочих - татар, просыпается классовое самосознание.

Большое место занимают в романе главы, рисующие идейный рост Мустафы. Рабочий становится участником нелегальной коммунистической группировки. Его арестовывают по делу о подпольной типографии. Но ни мрачные стены древней казанской тюрьмы, ни вкрадчивые уловки опытного старика - следователя - ничто не может поколебать кузнеца. После длительного тюремного заключения он выходит на свободу и узнаёт, что партия продолжает существовать и бороться, несмотря на то, что ее вожди находятся в ссылке и изгнании.

В годы первой империалистической войны Мустафа становится агитатором. Он произносит в рабочем бараке пламенную речь, призывая рабочих к сплочённой борьбе.

Провокатор, слушающий эту речь кузнеца, изумляется: «Мустафа ли это? Кто научил его так говорить?..»

Книга даёт ответ на этот вопрос. Мустафу сделала революционером великая партия н её вожди, революционный пролетариат и братский русский народ. И умирает кузнец, как герой: в бою за революцию, под красным знаменем.

Таков правдивый образ татарина - пролетария, нарисованный писателем с большой искренностью.

Не менее чёток и другой центральный персонаж романа - сын Мустафы Герей.

Этот мальчик рос на картошке и чёрном хлебе. Мать носила его с собой на фабрику в корзинке из ивовых прутьев. Печальным было детство Герея: жизнь в глиняной мазанке с земляным полом, нищенский быт. когда потеря крышки от чайника становится горем для всей семьи, с девяти лет изнурительная работа в кузнице...

Глубокая дружба завязалась у маленького Герея с русским мальчиком Гришей. Гриша и защищает Герея, и учит его русской грамоте, и приобщает к революционной работе (дети прячут типографский шрифт в старый скворечник). Не удивительно, что спустя несколько лет мы видим обоих мальчиков активными участниками первомайской рабочей массовки.

Основное в характере Герея - находчивость и бесстрашие. Он вместе с Гришей пытается спасти красное знамя, но попадает под нагайки стражников; израненный ими. он долго болеет.

В четырнадцать лет Герей собирает книги любимых писателей - Пушкина, Лермонтова, Горького, Тукая...

Путь развития Герея типичен для передового рабочего тех времён: юноша учится в вечерней школе, участвует в подпольной работе, много читает.

Немалую роль в духовном развитии Герея сыграла большевистская газета «Правда». Рабочие чутко прислушивались к её голосу, призывавшему к политической борьбе.

Призванный в армию, Герей занимается там пропагандой, разъясняет солдатам грабительские цели мировой войны. Во время Октябрьских боёв в Казани он сражается рядом с отцом и неизменным своим другом Гришей.

Герей - натура целеустремленная, но не односторонняя. Он способен н любить глубоко, и загораться красотой природы: ночной Волгой, россыпью золотых огоньков, панорамой далёкого города...

Обаятельны образы молодых татарок, жадно рвущихся к новой, сознательной жизни - Насимы и Саймы, - и бабушки Малики, несущей повсюду свет своей ласки и большого, сердечного тепла.

Очень характерны фигуры казанских капиталистов Юнусбая Валишина, Иманкол - хаджи. Они стремятся отвлечь рабочих от классовой борьбы, призывая к религиозной общности всех мусульман.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Люди и песни

Из записной книжки