Судьба «Варяга»

В Максименко| опубликовано в номере №578, июнь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

О крейсере «Варяг», о его подвиге написано много литературных произведений. Однако почти нигде не описана ни дальнейшая судьба крейсера, ни судьба его командира и других членов команды. Об этом мы и хотим здесь рассказать.

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в январе 1004 года вели бой против 14 японских кораблей. «Варяг» нанес вражеским кораблям сильные повреждения и два из них потопил. Позднее команда «Варяга», чтобы не сдать корабль врагу, затопила его.

По возвращении в Россию все участники героического боя были награждены Георгиевским крестом 4 - й степени, особыми медалями, учреждёнными в честь этого события, и именными серебряными часами.

Командир «Варяга» капитан 1 - го ранга Руднев был представлен к званию флигель - адъютанта и награждён офицерским Георгиевским крестом 4 - й степени. Это был одни из лучших в то время офицеров военно - морского флота - умный, храбрый, образованный моряк. Он был назначен командиром 14 - го флотского экипажа в Петербурге.

Матросы этого экипажа, общавшиеся с передовыми петербургскими рабочими, в 1905 году подняли восстание. Зная, какой популярностью пользуется среди матросов Руднев, царское правительство поручило ему любыми мерами ликвидировать «бунт». Но Руднев не пошел по тому пути, по которому шло большинство царских офицеров. Он

отказался прибегнуть к оружию и за это впал в немилость. Руднева уволили из флота.

Покинув Петербург, Руднев поселился в небольшом своём имении в деревне Савино, Тульской губернии, где и умер в 1913 году. Смерть опального героя русско - японской войны царское правительство ничем не отметило.

Но наш народ хранит память о лучших людях русского флота. После Октябрьской революции на могиле Руднева был поставлен памятник.

В Центральном военно - морском музее в Ленинграде хранятся как реликвии фуражка Руднева, пробитая в бою осколком, его офицерский орден, нагрудный знак.

Не менее интересна судьба и другого офицера крейсера «Варяг» - старшего штурмана Евгения Андреевича Беренса. Во время боя, рассказывали варяжцы, он вёл себя исключительно храбро, всегда появлялся в самых опасных местах, умело руководил тушением пожаров и другими аварийными работами.

При советской власти Беренс занимал высокие посты, вплоть до командующего военно – морскими силами молодой республики. В 1927 году он умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Из рядовых участников знаменитого боя до наших дней дожили тринадцать человек. Самому молодому из них, Степану Давидовичу Крылову, недавно исполнился 71 год.

Теперь о судьбе самого «Варяга». 3 августа 1905 года японцы подняли потопленный крейсер и, отремонтировав его, ввели в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году, в разгар первой империалистической войны, японцы продали царскому правительству несколько поднятых ими русских кораблей, в том числе и «Сойю».

Когда крейсер вернулся в состав русского флота, ему было возвращено прежнее название - «Варяг».

В том же 1916 году «Варяг» вышел из Владивостока в Мурманск.

При переходе через Атлантический океан «Варяг» попал в сильный шторм, и на нём сдвинулись котлы с фундаментов. В 1917 году буржуазное Временное правительство отправило крейсер на ремонт в Англию. Англичане затребовали большие деньги, ремонт был отложен, и корабль остался стоять в Англии «до особого распоряжения». После Великой Октябрьской революции английское правительство, враждебное молодой Советской республике, не вернуло нам «Варяга», как не вернуло много других воровски захваченных русских кораблей.

«Варяг» находился в Ливерпуле. Узнав о революции, команда крейсера подняла красный флаг. Англичане флаг спустили, часть команды отправили в Америку на закупленные правительством Керенского тральщики, остальных - в Россию, а крейсер, отремонтировав, ввели в состав своего флота. Так, за семнадцать лет существования «Варяга» на нём пять раз сменялся флаг: андреевский, японский, снова Андреевский, красный революционный и английский. Такой истории не знал ещё ни один военный корабль в мире.

Позже англичане объявили, будто в конце 1918 года при переходе из Ливерпуля в Глазго «Варяг» был потоплен в Ирландском море немецкой подводной лодкой. На этом и обрывается история легендарного крейсера.

Во Владивостоке на братской могиле матросов крейсера «Варяг» стоит памятник. Он построен не царским правительством, а самими жителями Владивостока.

Русский народ, воспев «Варяга» в песнях («На верх вы, товарищи...» и «Плещут холодные волны»), вечно будет хранить память о подвиге моряков легендарного крейсера.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены