Богатырь русской живописи

Н Моргунова-Рудницкая| опубликовано в номере №580, июль 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 25-летию со дня смерти В. М. Васнецова

Среди замечательных произведений русского национального искусства почётное место занимают творения Виктора Михайловича Васнецова. Широко известны и горячо любимы его монументальные полотна «Богатыри» и «После побоища Игоря Святославича с половцами», лиричная, тонко - живописная «Алёнушка», красивая, как сама сказка, картина «Иван - царевич на Сером волке». В них поражают и волнуют выражение величия народного характера и поэтическая прелесть, соединённые с глубиной народной мудрости.

Васнецов родился и провёл своё детство в Вятской губернии (теперь Кировская область). Тесное общение с крестьянами, к которым, по словам самого художника, он относился, как к родным и близким, и окружающий пейзаж могучей северной природы оказали огромное влияние на его творчество.

Васнецов учился в Вятке. Уже в этот юношеский период его зарисовки обратили на себя внимание. В 1867 году Васнецов переехал в Петербург. Ради заработка он устроился рисовальщиком в литографское заведение, иллюстрировал книги и журналы.

Поступив в 1868 году в Академию художеств, Васнецов сблизился с Антокольским, Репиным и вошёл в круг передовых художников - демократов - последователей эстетического учения Чернышевского. Эти художники образовали Товарищество передвижных выставок, членом которого впоследствии стал и Васнецов.

Виктор Михайлович изучал жизнь беднейших слоев населения, зарисовывал разнообразные городские типы: обитателей углов, тряпичников, крестьян, пришедших на заработки в город, бедных стариков - чиновников, посетителей трактиров и ресторанов.

Гуманизм художника проявлялся в сочувствии к обездоленным. В выразительном рисунке «Зима» Васнецов изобразил коченеющую от холода, сбиваемую вьюгой старушку, несущую жалкую вязанку дров. Остро и метко передал Васнецов в одном из рисунков характерные черты жирного и хитрого монаха - сборщика подаяний на храм - и купца - пройдохи, принесшего «подарки» - голову сахара - местному приставу. Сильно охарактеризованы им грубые и тупые лица в рисунке «Купеческое семейство в театре».

В 70 - е годы Васнецов создал ряд жанровых произведений маслом. В картине «С квартиры на квартиру» изображены бедные, дряхлые муж и жена, бредущие по льду Невы. Они перебираются в другую каморку и перетаскивают свой жалкий скарб. Пейзаж холодного, тусклого зимнего дня усиливает впечатление глубокой горечи. В картине «Книжная лавочка» художник изобличил церковников, державших народ в темноте и страхе: крестьянин засмотрелся на яркую лубочную картину «Страшного суда», а священник грозит ему этим судом за непослушание. В «Преферансе» Васнецов клеймит праздное безделье и узость интересов помещичье - чиновничьей среды. Поглощённые расчётами, партнёры преферанса не замечают поэзии лунной ночи. Картина написана очень тонко. В ней, как и в других произведениях, характерны позы, лица, жесты. Васнецов всегда умел схватить самое характерное и передать тип. Это качество отмечал в нём и Крамской, который высоко ценил художника, считая его выдающимся мастером типа.

Жизнь и быт крестьян также нашли своё отражение в творчестве Васнецова. Широко известна его картина «Чаепитие в харчевне»,

Весьма интересны прекрасно выполненные рисунки «Головы крестьянина». Они отличаются глубиной психологической характеристики. Лица светятся умом и сметкой, чувствуются воля и упорство. Эти черты народного характера показывал художник и в дальнейшем в своих главных произведениях.

Васнецов близко познакомился с людьми, занимавшимися изучением и собиранием памятников народного творчества, с исследователями «Слова о полку Игореве». Страстно любя музыку, он интересовался деятельностью «Могучей кучки» - Мусоргского, Римского - Корсакова и других композиторов, вводивших в свои творения народные мелодии. Всё это укрепило его стремление образно выявить в своём творчестве великие силы и национальные особенности русского народа. Ещё живя в Петербурге, художник задумывает «Богатырей», «Витязя на распутье». Эскизы этих картин относятся к началу 70 - х годов.

Переехав в Москву, Васнецов изучает памятники древнерусского зодчества, которыми так богата Москва и её окрестности. В Москве через Репина он знакомится с семьёю С. И. Мамонтова, горячо любившей театр, искусство. В имении Абрамцево, принадлежавшем Мамонтову, Васнецов работает над своими лучшими произведениями - «Алёнушкой», «Каменным веком», «Богатырями».

С театральной постановкой на домашней сцене у Мамонтова «Весенней сказки» Островского связано и творческое рождение «Снегурочки». Васнецов создал для неё декорации и костюмы. Несколько позднее «Снегурочка», уже как опера Римского - Корсакова, была поставлена, в Москве. Оформление её Васнецовым было событием в истории театра. Оно явилось началом подлинно художественного, стильного оформления спектаклей. Васнецов показал себя в «Снегурочке» не только знатоком народного творчества, но и поэтом русского стиля.

В 1881 году была написана «Алёнушка» - образ горькой, сиротской доли, вызывавший горячее сочувствие народа. Трогательна Алёнушка - хрупкая, с поникшей головкой, с большими, полными печали глазами. Словно разделяя её горе, окружили Алёнушку ёлочки и осинки, такие же одинокие, как она, кустики осоки. Удачно найдено художником живописное соотношение бледноголубой кофточки с серым небом, цвета волос с осенними тонами листвы. Осинки роняют свои листья в воду, как слёзы, омут так же глубок, как горе Алёнушки... Глубоко лиричен пейзаж картины, ставшей одной из самых любимых в русском искусстве.

Вся красочность русской народной сказки раскрыта Васнецовым в картине «Иван - царевич на Сером волке».

Из мрачного сказочного бора выскакивает волк, неся на себе Ивана - царевича и Елену Прекрасную. Красив национальным тип лиц, красочен национальный русский костюм, поэтически таинственна и могуча природа.

Идейный замысел темы картины состоит в том, что русский человек умеет добыть своё счастье, пройдя через все препятствия, и умеет сберечь его.

Васнецов был богато одарённой натурой. Он создавал и архитектурные проекты (фасад Третьяковской галереи, церковь в Абрамцеве) и был замечательным монументалистом - декоратором. Для Исторического музея в 80 - х годах им написан фриз «Каменный век», в котором с замечательной силой воображения, жизненно правдиво воссоздаёт художник жизнь доисторического человека, выявляя неукротимую энергию и ищущий разум людей.

С 1878 года Васнецов приступает к созданию ряда картин, в которых он выражает характер народа.

«Витязь на распутье» - этот образ взят из былин об Илье - Муромце. Витязь размышляет о выборе пути. Он не боится никаких трудностей, выбирает опаснейший путь и выходит победителем. Таков русский человек.

«Битва славян с кочевниками» - выражение многовековой, упорной борьбы русских за целостность своего государства. «После побоища Игоря Святославича с половцами» - картина, изображающая поле сражения после великой по упорству русских битвы с половцами, образ высокого патриотизма русских, готовых жизнь свою отдать за родину. Тема картины взята из «Слова о полку Игореве».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены