Возвращая молодость

Б Бахарев| опубликовано в номере №581, август 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Много было сыновей и дочерей у селянина-бедняка Михаилы Барнича из гуцульского села Нижнее Студёное на Воловщине. Но мало было у него земли, а ещё меньше - денег. В постоянной нужде и голоде росли его дета. С малых лет впрягались они в непосильную работу: весною и летом обрабатывали жалкий клочок скупой земли на горном откосе, где рос лишь чахлый овёс и картофель, а зимой вместе с отцом шли на заработки в лес.

Быть может, потому, что семья Барнича и его соседи-односельчане были заняты извечной борьбой за кусок хлеба, поисками средств к существованию, никто не обращал внимания на маленького Ваню Барнича, на его выдающиеся художественные способности.

Предоставленный самому себе, Ваня много времени проводил в одиночестве. Это одиночество и тесное общение с природой пробудили у малыша стремление к творческому воплощению окружающей его действительности. Смутное понятие имел мальчик о карандашах и бумаге: ему никогда не покупали их. Ведь в доме даже грязно-рыжая соль самого низкого сорта считалась ценным приобретением.

С большими трудностями удалось отцу устроить сына в сельскую начальную школу. Однажды учитель принёс в класс пластелин, и ребята занялись лепкой. Ваня сделал зайца. Маленький зайчонок был очень похож на настоящего. Первая скульптурная работа Вани была единогласно признана лучшей в классе.

Всё свободное время Ваня стал посвящать лепке. Комки глины приобретали в его руках форму овощей, фруктов, растений, домашних животных. Вскоре он нашёл новый материал: из орехов дикого каштана, из дерева он стал вырезывать фигуры людей.

Но не только искусство, а и наука интересовала Ваню Барнича. Он с отличными оценками закончил сельскую начальную школу, но поступить в гимназию он не мог и стал работать, как и все. Весной и летом мальчик наравне со взрослыми обрабатывал потрескавшуюся под солнцем, твёрдую землю, чинил крышу на хате, косил жёсткую, низкорослую траву «псяру», а поздней осенью и зимой вместе с отцом рубил лес.

Не раз слышал Ваня тихий разговор селян о Стране Советов.

В начале 1944 года венгерские власти мобилизовали четырнадцатилетнего Ваню вместе с отцом на строительство оборонительной линии Арпада. Но Ваня скоро сбежал со строительства, а следом за ним ночью вернулся и отец.

- Против кого строить? - сказал старый Барнич жене.

Вскоре поблизости от села, где скрывались отец и сын от карателей, появились танки с красными звёздами на башнях.

- Русские! Русские! - радостно закричал мальчик и стремглав выбежал навстречу освободителям...

В Закарпатье пришла Советская Армия. Молодёжь Гуцульщины получила все права, предусмотренные Сталинской Конституцией, в том числе и право на образование.

Ваня Барнич экстерном сдал экзамен за семь классов средней школы, и сейчас он учащийся четвёртого курса Ужгородского училища прикладных искусств. Под руководством художников Иосифа Бокшая, Фёдора Манайло, высококвалифицированного мастера-резьбаря Василия Свиды он изучает живопись, графику, скульптуру, художественную обработку дерева.

Теперь это уже не робкий крестьянский паренёк, а один из лучших студентов училища, хорошо разбирающийся и в истории искусств, и в живописи, и в графике, и в технологии материалов.

Как отличника учёбы и активиста, комсомольцы училища избрали Ваню Барнича секретарём первичной комсомольской организации.

Не только учебные часы - всё своё свободное время отдаёт Ваня любимому делу - искусству.

Свою первую самостоятельную работу - большую вазу из дерева - он посвятил лучшему другу советской молодёжи - великому Сталину. В центре вазы барельефы Ленина и Сталина, по краям картины зажиточной колхозной жизни в Закарпатье. Ваза оформлена гуцульским, буковинским и украинским орнаментами, отражающими идею воссоединения украинского народа в единой Украинской Советской Социалистической Республике. Оформление вазы венчают изображения кремлёвских звёзд.

Недавно Иван Барнич закончил работу над скульптурой колхозницы. Улыбающееся лицо женщины, вся её фигура, словно озарённая солнцем, говорят о её вдохновенном труде на благо Родины. Удачно сделана Барничем и другая скульптура - фигура физкультурника с ракеткой. Мужественное лицо спортсмена, его волевое устремление вперёд как бы символизируют характерные черты советского человека.

Судьба Вани Барнича не исключение. Она характерна для подавляющего большинства закарпатской молодёжи. Большая часть воспитанников училища - дети крестьян гуцульских сёл.

Восемьдесят юношей и девушек осваивают в училище искусство живописи, графики, декоративной росписи, лепки, резьбы по дереву.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

К новому берегу

Отрывок из романа

Памяти Карла Либкнехта

К 80-летию со дня рождения