Молодой человек нашей эпохи

Всеволод Иванов| опубликовано в номере №588, ноябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поздней осенью 1920 года, в то время, когда польские паны атаковали Украину, из Крыма лез Врангель, а на Дальнем Востоке американцы сообща с японцами терзали наш народ, во время голода, холода и разрухи великий Ленин произнёс ставшие знаменитыми следующие слова:

«Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество и само будет строить это общество.

И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества».

Эти слова были произнесены 31 год назад на III съезде комсомола. Молодым людям, которым в те годы было по 15 лет, ныне 46 лет. И сбылись великие слова Ленина! Именно эти люди - инженеры, архитекторы, гидрологи, электрики, - используя свой богатейший опыт строительства пятилеток, стоят, в большинстве случаев, во главе тех гигантских строек на Волге, Аму-Дарье, Дону и Днепре, которым суждено приблизить нашу страну к коммунизму.

Эти сорокапятилетние и пятидесятилетние люди, строители и создатели социализма в нашей стране, имеют своих детей. Я говорю не только о родителях в буквальном значении этого слова, но и об отцах-воспитателях, о старшем поколении, которое воспитывает младшее, передавая ему свой опыт, знания, свою веру и упорство в достижении поставленной цели. А ведь цели-то этим поколением были достигнуты немалые!

Так вот, опираясь на опыт старшего поколения, которое приняло и осуществило задачу, поставленную Лениным, то есть посвятило всю свою жизнь строительству будущего коммунистического общества, опираясь на опыт и знания этих людей, в нашей стране выросло новое поколение, вырос новый молодой человек нашей эпохи, эпохи великих строек коммунизма. Этот человек выпестован партией и её верным помощником - ленинско-сталинским комсомолом.

Что представляет собой молодой человек нашей эпохи, эпохи великих строек коммунизма? Чем отличается он от тех молодых людей, которым в 1920 году было 15 - 20 лет и о которых говорил Ленин?

Я живу в Москве и часто езжу по Киевской железной дороге за город. Бродя по полям в 20 - 25 километрах от Москвы, с какого-нибудь холма я почти всегда могу разглядеть в туманной дымке гигантское здание строящегося Московского университета. И в Москве с любого пункта можно увидеть это здание. Глядя на него, я думаю, что здание это видно, наверное, из любого пункта нашей страны.

Небоскрёбы Нью-Йорка, построенные в самом центре этого города, наполнены преимущественно так называемым деловым классом, то есть тем классом, который в конторах своих на 30-м или на 50-м этаже осуществляет свои «дела», главным образом в области эксплуатации своего или чужого народа и главным образом в деле разжигания новой войны, в огне которой эти «дельцы» славно бы погрели руки. Таковы высотные здания американской «цивилизации». С отвращением и ненавистью смотрит на них всё прогрессивное человечество. Это высоты ужаса и преступлений, это высоты грабежа и насилия!

Не таково высотное здание Московского университета, которое строит наш советский народ.

С высоты двухсот метров сверкает над всем миром золотая звезда науки, науки, стремящейся к миру, к мирному преобразованию общества, науки не для привилегированных слоев, а науки для всех, для всего народа.

Об этой ленинско-сталинской науке думает весь народ наш. Именно эту науку он любит и ценит, именно эту науку он развивает и расширяет, и именно к этой науке стремится молодой человек нашей эпохи. Вот почему алая звезда на здании Московского университета видна в любом пункте нашей страны, будь то Якутия, Памир или Кавказ.

Молодому человеку нашей эпохи открыты все возможности для того, чтобы он мог расти и духовно и физически. Молодой человек понимает это и любит это не менее, чем он любит и понимает свою семью, своих родных и друзей. Советская наука, знания, искусство для него - вторая семья.

Благодаря тому, что молодой человек отчётливо видит своё будущее и может осуществить любые свои мечты в любой отрасли труда, знания и искусства, он отчётливей и ясней видит все цели, которые ставит перед ним наше социалистическое общество и которые ему нужно осуществить.

Молодой человек 1920 года был, разумеется, не менее пылок и обладал не меньшим воображением и надеждами, чем молодой человек 1951 года. И само собой ясно, что он был не меньшим патриотом, чем молодой человек 1951 года. Он любил свою молодую Советскую республику так же страстно, как любит её теперь современный советский молодой человек.

Не в этом разница между двумя поколениями. Разница в том, что поколению 1951 года живётся несравненно легче и цели свои осуществлять ему проще, доступней.

Хотя советская власть и коммунистическая партия в 1920 году, да и позже, прилагали все усилия к тому, чтобы облегчить доступ к знаниям для молодых людей из среды рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, однако знания эти добывались с большим трудом. Сейчас для юноши почти нет затруднений в окончании средней школы. Средняя школа есть и в каждом крупном селе и в каждом рабочем посёлке. В те годы средняя школа была редкостью возле завода или в селе, и, кроме того, кадры учителей были совершенно иные, чем теперь. Заработная плата отцов была невелика, а учебники и книги доставались нелегко.

Хотя сразу же после Октября дома и квартиры буржуазии были заняты рабочими, а помещичьи имения - крестьянами, всё же жилищный кризис в стране был чрезвычайно велик. Ныне год от году растут дома и квартиры для рабочих, крестьян и советской интеллигенции. Мог ли обыкновенный рабочий или крестьянин в 1920 году мечтать, что ему построят дом и отведут в этом доме просторную квартиру с. электрическим освещением, ванной, газом да ещё где-нибудь поблизости от Дворца культуры или клуба, где бы он мог провести хорошо и с пользой свой досуг? Разумеется, мечтать он мог, но до осуществления этой мечты было далеко.

В тот исторический год, когда выступал В. И. Ленин на съезде комсомола, по всему миру грохотали отголоски Великой Октябрьской социалистической революции. Словно в зеркале, рабочий и крестьянин новой. Советской республики видел отражение того, что он свершил во всём мире. Это настроение, сознание свершённого подвига имело тогда огромное значение: оно возвышало людей, воспитывало их в духе коммунизма, в духе преданности партии Ленина - Сталина.

Тридцать один год спустя юноша наших дней видит и знает не только об отголосках Великого Октября в Европе и Азии: он видит, что новое, социалистическое общество возникает и строится как в странах Европы, так и Азии. Он видит новый Китай, Балканы, Польшу. Он видит, что многие миллионы людей вовлечены в создание иных, чем капиталистические, условий жизни, иного строя, чем капиталистическое угнетение. Он видит, как возникает общество, построенное на основах социальной справедливости.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены