Искусство радости

Ю Файер| опубликовано в номере №576, май 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне посчастливилось проработать в Большом театре тридцать пять лет, быть участником огромного количества спектаклей, быть очевидцем рождения и расцвета многих блистательных дарований. В моей памяти живы люди, некогда украшавшие сцену Большого театра.

Никогда не забудется вдохновенный талант знаменитого русского балетмейстера Александра Горского - реформатора балета, смелого художника - реалиста, искавшего новые пути развития хореографии. Горский всю свою жизнь творил для народа, а после революции с особенной любовью находил новые формы балетного творчества, близкие новому зрителю, пришедшему в театр. «Демократизация хореографии возможна...» - писал он в 1918 году, предвидя огромное будущее молодого советского балета. Я помню, как заботливо работал он с балетной молодёжью. Воспитанные им ученики, став выдающимися артистами, вместе со всем балетом бережно хранили его традиции. Это А. Абрамовн, В. Смольцов, Н. Подгорецкая, В. Кудрявцева, Н. Тарасов, Л. Банк, И. Моисеев, В. Цаплин, М. Габович, В. Кригер.

Незабываемы образы, созданные прославленными Е. Гельцер и В. Тихомировым. Эпоха наивысшего подъёма их сценической деятельности ознаменована созданием ролей, вошедших в историю русского балета. Дочь балетмейстера, воспитанница московской балетной школы, Гельцер связала всю свою творческую жизнь с Большим театрам. На этой сцене мы видели её непревзойдённой Сванильдой в «Коппелии», огненной Медорой в «Корсаре», своевольной и лукавой Китри из «Дон - Кихота», трогательной и трагической Эсмеральдой в одноимённом балете.

Значительным, глубоким, в то же время пластически совершенным было творчество Тихомирова, особенно его незабываемый Корсар. Тихомиров счастливо сочетал в себе качества артиста, балетмейстера и вдумчивого педагога.

Московская балетная труппа всегда была богата талантами, но далеко не всегда талантливые артисты получали возможность для творческого развития. Репертуар балету диктовали чиновники из конторы Императорских театров.

Только после революции начался подлинный расцвет балетного искусства. Большой театр стал народным достоянием и широко распахнул свои двери навстречу новому зрителю.

Этот зритель пришёл как друг, как чуткий ценитель всего прекрасного. Пусть холодно было тогда в великолепном пурпурном зале (танцовщицы, выбегая на сцену в тарлатановых пачках, сбрасывали за кулисами шубы), но ни мы, ни зрители во время спектаклей не замечали холода. На сцене была пламенная Испания, в которой жил мечтатель Дон - Кихот, заколдованный лебедь - Одетта силой самоотверженной любви превращалась в жизнерадостную девушку, отважный Щелкунчик побивал войска мышиного царя...

Показанный в 1927 году балет «Красный мак» был подлинно революционным событием в хореографии. На сцене действовали современные люди: советский капитан, матросы, китайские портовые рабочие. Успеху «Красного мака» способствовала простая, мелодичная, искренняя музыка Р. Глиэра. Зрители горячо приняли первый советский балет.

Большим событием была и премьера спектакля «Пламя Парижа». Музыка балета написана Б. Асафьевым, использовавшим для этой цели знаменитые песни, созданные французской революцией.

Велика роль в создании «Пушкинианы» одного из крупнейших наших балетмейстеров, Р. Захарова, работавшего над этим циклом вместе с Асафьевым и Глиэром.

Первые попытки показать на сцене советскую действительность были сделаны и в прелестном детском балете «Аистёнок» Клебанова и в его же «Светлане», поставленными талантливыми балетмейстерами А. Радунским, Н. Попке и Л. Поспехиным. Пусть эти спектакли ещё не были совершенны, но они были первыми вехами на пути к оседанию на балетной сцене правдивого и величественного образа нашего современника - советского человека, строителя коммунизма.

Год от года, от спектакля к спектаклю растёт балетный коллектив, растёт творчески, идейно, политически. Его мастера непрестанно учатся, совершенствуют свои знания, изучают творения классиков марксизма - ленинизма. Это помогает им правдиво и верно творить в спектакле.

В дни войны часть труппы, находясь в эвакуации, поставила балет В. Юровского «Алые паруса», а в Москве, подвергавшейся варварским воздушным налётам, наши товарищи начали зимний сезон в филиале, и часто лирическое адажио из «Лебединого озера» прерывалось сигналом воздушной тревоги.

Созданные за последние годы выдающимся балетмейстером - режиссёром Л. Лавровским балеты «Ромео и Джульетта» и новая редакция «Красного мака» - значительные этапы в истории советского балета, свидетельство его возрастающей творческой активности.

Мне, как музыканту, необычайно дорого то бережное, можно сказать, благоговейное отношение, с которым относится наш театр к жемчужинам русской музыкальной классики - балетам Чайковского и Глазунова. Горячо любимые зрителем, они являются вершиной мастерства для музыкантов и исполнителей, заветной мечтой каждого танцовщика и танцовщицы. Я с нетерпением жду возобновления изящнейшего балета Чайковского «Спящая красавица»!

За долгие годы работы в Большом театре я продирижировал приблизительно шестьюдесятью балетами. В каждом из них передо мной прошло по многу исполнителей. Сколько изумительных, ярких талантов дала искусству эта сцена!

Весь балет гордится именами М. Семёновой, Г. Улановой, О. Лепешинской - танцовщиц, сочетающих высокую артистичность с виртуозной техникой. Широко популярны у зрителя крупнейшие мастера танца С. Мессерер, С. Головкина, А. Мессерер, А. Ермолаев, М. Габович, В. Преображенский, Е. Чикваидзе и другие. Ответственные партии успешно исполняют молодые одарённые танцовщицы Н. Чорохова и И. Тихомирнова. С неизменным успехом выступает талантливая молодёжь, для которой близко и наследие русской классической хореографии и то новое, созвучное думам и стремлениям советских людей, что несёт в себе работа над современным балетом.

Когда я слышу в зрительном зале овации нашим молодым танцовщицам М. Плисецкой и Р. Стручковой, я от всего сердца радуюсь их успеху. Многое обещает Ю. Жданов, интересно сделавший к московскому смотру молодёжи партию Евгения в «Медном всаднике». Успешно дебютировал на сцене Большого театра очень одарённый выпускник балетной школы П. Андрианов. В этом году оканчивает школу плеяда превосходных танцовщиков и танцовщиц: Л. Богомолова, Н. Фёдорова, Б. Хохлов, И. Уксусников, М. Гирявенко и др. Это - новое пополнение балетной труппы; перед ними открыты все дороги к большому и радостному творчеству.

Большая честь для дирижёра - работать с оркестром нашего театра. Этот исключительный по исполнительскому совершенству коллектив состоит из первоклассных музыкантов - виртуозов, известных не только в Советском Союзе, но и далеко за пределами нашей страны.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Ждем дорогих гостей!»

Навстречу Всемирному фестивалю молодых борцов за мир

Связная Цзинь Фын

Продолжение. См. «Смену» №№ 6,7, 8 и 9