Молодежь молодого театра

М И Царев| опубликовано в номере №590, декабрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

К числу вечно живых и вечно обновляющихся традиций Малого театра принадлежат заложенные Щепкиным основы воспитания артистической молодёжи в стенах театра под руководством его выдающихся мастеров. Мы знаем, как заботливо растил молодую смену великий основоположник сценического реализма. Достаточно вспомнить его письма Шуйскому и Шуберт или рассказы Федотовой о её летних занятиях с Михаилом Семёновичем, о его наставлениях после первого дебюта пятнадцатилетней Луше Лозняковой. С чувством горячей благодарности вспоминает Федотова своего учителя по театральной школе Самарина и добавляет, что после выхода из школы она никогда не переставала учиться у своих партнёров - великих артистов П. М. Садовского, С. В. Шумского, И. В. Самарина и других.

Из поколения в поколение передавались заветы Щепкина, который неизменно стремился к раскрытию на подмостках театра передовых идей современности, к высокой художественной правде создаваемых на сцене образов.

Старшее поколение сегодняшнего Малого театра в лице А. А. Яблочкиной, начавшей свой творческий путь под руководством Федотовой, и учениц Ленского - Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой, В. Н. Пашенной - донесло до наших дней лучшие заветы своих славных наставников. Е. Д. Турчанинова в течение многих лет была в числе руководителей Щепкинского училища, В. Н. Пашенная продолжает преподавать в нём и сейчас. Воспитанием будущих артистов в школе Малого театра занимаются и другие ведущие наши мастера.

Сейчас молодой артист, вступив в труппу театра, оказывается в центре внимания всего коллектива: своих бывших педагогов, режиссёров-постановщиков, старших товарищей-партнёров, дирекции и художественного руководства. Каждому молодому артисту Малого театра предоставлены широкие возможности пробовать свои силы на самом разнообразном и всегда полноценном драматургическом материале. Руководство Малого театра с чувством большой ответственности приступает к распределению ролей в каждой новой пьесе, особенное внимание уделяя молодым исполнителям. Соблюдая при этом в первую очередь интересы спектакля в целом, руководство заботится и о том, чтобы каждая новая роль молодого актёра была шагом вперёд на его творческом пути. Время от времени Малый театр ставит молодёжные спектакли, в которых все или почти все роли исполняются представителями младшего поколения труппы. Но главной формой работы с молодёжью в Малом театре является её участие в ответственных ролях в спектаклях основного репертуара.

Очень велика роль режиссуры в творческом формировании молодого актёра. И многие наши режиссёры являются режиссёрами-педагогами. Таким был покойный П. М. Садовский, таковы К. А Зубов и Л. А. Волков.

Огромную заботу о молодых актёрах проявляют их старшие товарищи. Не только живой пример таких выдающихся художников, сцены, как Яблочкина, Турчанинова, Пашенная, Рыжова, Остужев, но и их глубоко содержательные и вместе с тем практически ценные советы и указания являются серьёзной творческой помощью молодым артистам.

В Малом театре около двадцати артистов, не достигших тридцатилетнего возраста. Это, например, участники Отечественной войны Рубанков и Колосок, первый из которых играет роль Хлопова в «Ревизоре», а второй - роль Кузьмы Дерюкова в «Нашем современнике». Молодой Пров Садовский играет в спектакле «Волки и овцы» роль Горецкого. Валерия Ионах утверждена в роли Марин Темрюковны в пьесе Алексея Толстого «Иван Грозный».

Каждый из молодых актёров имеет уже свою творческую биографию; некоторые, как, например, Ликсо и Харькова, сыграли уже более десяти ролей на сцене Малого театра.

Почти все наши молодые актёры окончили Щелкинское училище, и их сценическая жизнь началась в стенах Малого театра. Исключение составляют Е. М. Солодова, окончившая ГИТИС и пришедшая в Малый театр после четырёх лет работы на периферии, Владимир Монахов и Екатерина Еланская, окончившие в 1951 году студию МХАТ.

Заслуженная артистка РСФСР Елизавета Михайловна Солодова принята в труппу Малого театра в 1948 году. Исполнение первой же роли - депутата Верховного Совета ткачихи Кружковой в пьесе «Московский характер» - привлекло к Солодовой внимание театральной общественности. Критика единодушно одобрила молодую дебютантку, отметив глубокую содержательность и жизненную правдивость созданного ею образа. Успешно играла Солодова и две другие роли того оке плана: чешскую коммунистку-партизанку Магду Форсгольм в пьесе Вирты «Заговор обречённых» и советскую студентку Родионову в «Тайной войне» Михайлова и Самойлова.

Исполнением роли Мэриел Кидд в «Голосе Америки» Лавренёва - типичной представительницы буржуазной американской молодёжи - Солодова показала другую сторону своего дарования, создав яркий образ обличительно-сатирического плана. Сейчас Солодова сыграла новую ответственную роль Лизы Протасовой в драме Льва Толстого «Живой труп». Это один из сложнейших женских образов в классической русской драматургии. Сценическое воплощение его - серьёзный экзамен на аттестат артистической зрелости, который актриса успешно выдержала.

Среди молодых актёров самая старшая по стажу - заслуженная артистка РСФСР Ирина Анатольевна Ликсо. За девять лет работы в Малом театре она сыграла около двадцати ролей. В течение первых двух лет после окончания школы Ликсо была участницей многих спектаклей, в частности, она была введена на роль Сильвин в молодёжный спектакль «Комедианты», но настоящим дебютом артистки было её участие в «Горе от ума».

С глубокой серьёзностью и горячим увлечением создавала молодая артистка так редко удающийся на сцене образ Софьи. Постановщик спектакля Пров Михайлович Садовский отдал много сил и энергии работе с молодой дебютанткой. Работа эта увенчалась большим успехом.

Вслед за Софьей Ирина Ликсо сыграла роль Елены Карминой в «Женитьбе Белугина», и на этот раз получив высокую оценку зрителей и прессы. Как отмечала критика, в этом образе молодая артистка нашла то биение горячего и честного сердца, ту трезвость ума, которые как бы освобождают Елену от пут светского воспитания и позволяют ей сознательно оттолкнуть Агишина и всем сердцем полюбить Андрея. Следует отметить также драматический образ Анны Павловны Вышневской в «Доходном месте» - роль, которую Ликсо играет в очередь с Е. Н. Гоголевой.

Ирина Ликсо успешно справилась и с образами совсем иного плана: это роль Леры Покорской в пьесе Зорина «Молодость» - женщины мещански ограниченной, пустой и бессодержательной, - а также роль предательницы и врага народа Христины Падера в драме Вирты «Заговор обречённых».

Пока наименее полно проявила себя Ликсо в ролях советских женщин. Образ аспирантки Нади Коробковой в «Великой силе» Ромашова очерчен автором довольно бегло и занимает в пьесе второстепенное место, и исполнительница этой роли Ликсо правдиво, но не очень ярко воспроизвела характер советской девушки. Несравненно более интересный драматургический материал представляет собой другая роль Ирины Ликсо в советской пьесе - Надежда Романюк в комедии Корнейчука «Калиновая роща». Однако критика отмечала, что в этой роли исполнительнице мешает некоторая скованность, что у Надежды-Ликсо нет той трогательной теплоты и серьёзности, которые характеризуют героиню Корнейчука.

Новая работа Ликсо - роль Лидии в «Варварах» Горького, выполненная под руководством К. А. Зубова, - очень ответственна: Ирине Ликсо предстояло участвовать в одном из лучших наших спектаклей, в ансамбле таких артистов, как Турчанинова, Гоголева, Зубов, Анненков. Роль Лидии можно причислить к лучшим образам, созданным Ликсо.

Много и упорно работает над собой заслуженная артистка РСФСР Ольга Михайловна Хорькова.

В 1943 году Малый театр поставил пьесу Леонида Леонова «Нашествие», и не было ни одной рецензии, в которой не говорилось бы об успехе исполнительницы роли Аниски - студентки Щепкинского училища Ольги Хорьковой.

В феврале 1945 года Хорькова окончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. После дебютной роли Аниски за шесть лет работы в Малом театре Хорькова создала ряд образов советских девушек. Все они совсем ещё юные, вчерашние школьницы, которым открыта широкая дорога в большую и светлую жизнь. И все они очень различны по характерам и склонностям, у каждой своя биография и своё место в советском обществе. Хорькова умело оттеняет особенности не только таких разных людей, как веселый подросток Люба Лаврова («Великая сила») и студентка Оля Морозова («Молодость»), несмотря на свою юность, уже много пережившая и передумавшая, но и такая близкая по характеру девушка, как сельская учительница Александра Трофимовна («За Камой-рекой»). В каждой из своих героинь Хорькова находит индивидуальные, неповторимые черты, характеризующие их внутренний мир, их стремления, мечты, взаимоотношения с окружающими. Исполнение Хорьковой ролей Любы, Оли и Шуры - свидетельство творческого роста молодой артистки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены