У мольбертов рабочие

Б Криницкий| опубликовано в номере №587, ноябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как только наступают тёплые дни, многие рабочие города Черниковска (Башкирия) стремятся в заводской дом отдыха, где по берегам реки Белой природа особенно богата красивейшими уголками. Людей влечёт сюда не только отдых, но и искусство.

Живопись стала призванием многих рабочих. Кружок изобразительных искусств при рабочем клубе «Ударник», которым руководит художник Геннадий Васильевич Огородов, стал популярным уже давно.

... В большом светлом зале клуба, который в зимние месяцы служит живописцам мастерской, у мольбертов, освещаемых ярким светом юпитеров, сидят двенадцать молодых людей, только что окончивших работу в цехах. Одни последними мазками кисти завершают давно начатые картины, другие делают карандашные наброски будущих произведений, замысел которых известен пока только автору.

Молодость - общая отличительная черта всех участников кружкового занятия. Ни у одного из них ещё нет громкой славы художника, но ко многим, по мнению Огородова, она придёт обязательно, как пришла к ним слава передовых производственников.

- Ведь их труд в цехах - это тоже творчество, - говорит Геннадий Васильевич, - и если Хисамутдинов нашёл в себе силы стать лучшим молельщиком на заводе, то почему бы ему не быть столь же талантливым мастером кисти, раз у него есть большое призвание к этому виду искусства!

Жестокий коран запрещал башкирам изображать человека или природу на бумаге: это считалось одним из величайших грехов, на который мог толкнуть только шайтан. И. родись модельщик Хисамутдинов под властью корана, мы никогда не увидели бы ни его большого, полного жизни полотна «Сосновый бор», ни массы этюдов, ещё полнее раскрывающих его талант, ни «Портрета украинской девушки»...

Хороши пейзажи комсомольцев - плотника Павла Ерёменко и техника-архитектора Сергея Литвинова. Инженер-конструктор комсомолец Вадим Ворона работает над двумя полотнами - «Юность» и «Перед экзаменом»; особенно интересен замысел второй картины: студенты встречают утро перед экзаменом у окна, распахнутого в весну, и открывающаяся в окно синяя даль столь же безбрежна, как безбрежна жизнь советского студента-выпускника...

Бригадир токарей Михаил Арефьев пишет портрет стахановца-протяжчика Бронислава Кулачковского. Обычно свободные от работы часы Арефьева и Кулачковского не совпадают, поэтому протяжчик позирует токарю у своего станка по воскресеньям - в общие дни отдыха. Ещё один портретист, Талгат Фаттахутдинов, маляр по профессии, решил запечатлеть на полотне своего друга, стахановца-токаря Мавлияра Сулейманова.

Кружок живописи два раза в год - к 1 мая и к 7 ноября - устраивает отчётные выставки художников-рабочих. На эти выставки приезжает много гостей из Уфы, из окрестных деревень. Некоторые из них записываются в члены кружка. Так, слесарь Уфимского паровозоремонтного завода комсомолец Рашид Диваев наезжает в Черниковск в свободные от работы дни и проводит свой отдых здесь за мольбертом. Его картина «Занятия цехового политкружка», написанная в художественной мастерской клуба «Ударник», на последнем заводском вернисаже пользовалась большим успехом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены