Пейзажи Н. М. Ромадина

Г Недошивин| опубликовано в номере №563, ноябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Любовь к родной природе - одно из благороднейших душевных качеств советского человека. Она, эта любовь, неотъемлемая часть патриотических чувств наших людей. Именно поэтому таким большим успехом у зрителя пользовалась открытая в Москве выставка картин художника Николая Михайловича Ромадина.

Ромадина по праву надо назвать поэтом родной земли. В его небольших по размеру, но богатых тонким чувством природы пейзажах раскрываются самые разные облики нашей страны: здесь и широкие просторы, и отлогие холмы Поволжья, и синее, прозрачное небо Черноморского побережья, и суровые скалы Белого моря, н величественные хребты Тянь - Шаня. Ромадин не холодный наблюдатель и не бесстрастный рассказчик. Взволнованно. с искренней любовью повествует он нам о большой красоте природы Родины.

Уже в его серии пейзажей «Волга - русская река», написанной в 1944 году и удостоенной Сталинской премии, во всю силу звучит радостное жизнеутверждение. в тот год советский народ под водительством великого Сталина одерживал исторические победы над фашизмом. Казалось бы, как далеки по сюжету картины Ромадина от этих огромных событий. И всё же чуткий художник сумел передать в торжествующем золоте осени, в широком приволье русских просторов оптимистическую тему победы.

Дальнейшее развитие творческого пути Н. М. Ромадина шло в направлении разработки и углубления темы любви к родной земле.

Художник ещё не достиг вершины своих возможностей, но в лучших своих работах последних пяти лет он сумел выразить большие и глубокие мысли и чувства о природе, чувства, родные и близкие советскому человеку.

Горький мечтал в своё время о том, как наш народ превратит землю «в цветущий сад»; ныне мы видим, как осуществляется эта мечта великого писателя. И Ромадин умеет показать нам природу Советского Союза цветущей, дышащей жизнью. Недаром такое большое место в его пейзажах занимает тема весеннего пробуждения. Будто набирается богатырских сил упругий. кряжистый ствол дуба («Дуб весной»), ещё не распустившийся, без листьев, но уже на фоне нежной зелени берёз; зеленеет «Молодая рожь»; цветут деревья, окутанные лёгким туманом («Сухой туман»); заливает овраги полая вода, ослепительно синеющая рядом с ещё не стаявшим снегом («Весенний снег»).

Ромадин умеет чувствовать природу очень многогранно: суров его «Остров Кий» на Белом море, но в этом северном пейзаже есть нечто мужественно - бодрое; беззаботным и ликующим настроением веет от «Пляжа в Косте» и от свежего и звонкого «Утра на Чёрном море»; величава выжженная солнцем «Иссык - Кульская долина»; летним привольем дышит «Дорога во ржи». Но повсюду и везде жизнь, бесконечно богатая и радостная. Даже скованная трескучим морозом «Зима» с чёрными воронами, сидящими на ветвях, бодрит своим чистым, будто звенящим воздухом.

Ромадин - поэт природы, поэт - лирик. И в его лирике преобладает светлая и сильная любовь к родной природе, к её могучим рекам, к её гибким берёзам и величавым соснам, к её волнующимся хлебам, к её бегущим вдаль дорогам.

И в этом Н. М. Ромадин - наследник замечательных мастеров - реалистов, поэтов русской природы Саврасова. Васильева. Левитана и Нестерова. От своих великих предшественников Ромадин унаследовал главное - уменье видеть в пейзаже не только какой - нибудь «вид природы», но оживлять его большим человеческим чувством, так. чтобы в пейзаже была серьёзная, значительная идея.

Советскому человеку свойственны глубокая любовь и уважение к природе. Переделывая её своими рунами, он хочет сделать её ещё краше и богаче. Как не похоже это благородное чувство на то поистине варварское отношение к природе, которое несёт с собою капитализм, превращающий нивы в пустыню, делающий землю предметом своего опустошительного хищничества. Вот почему уже давно буржуазное искусство утеряло поэзию природы, и «пейзажи», которые выходят нынче из мастерских модных американских художников, или представляют собою зрелище каких - то уродливых обломков или поражают жестокой и холодной мертвенностью. Диаметрально противоположно этому отвратительному бездушию искусство советского художника Ромадина, где живая, бесконечно живая природа всегда близка и родна человеку.

К сожалению, мало ещё в творчестве художника мотивов, непосредственно связанных с образами природы, преобразованной творческим трудом советского народа. Н. М. Ромадин пишет могуче разлившееся «Рыбинское море», волны которого рассекаются самоходными баржами; он даёт целую серию пейзажей Волги у Жигулей. там. где будет Куйбышевский гидроузел; ряд этюдов посвящает яблоням мичуринского сада. Но это - ещё только начало творчества художника на темы сталинского преобразования природы.

Выставка Ромадина прошла в Москве незадолго до Всемирного конгресса сторонников мира. И среди бесчисленных доказательств стремления к миру советского народа можно было бы привести и эту скромную выставку пейзажей. Ибо такая песня о цветущей жизни природы может найти горячий отклик только У людей, на знамени которых написано священное слово «Мир».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены