Творческий путь комсомольского поэта

Б Мейлах, А Волков| опубликовано в номере №210-211, декабрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

А. Жаров

Десять лет поэтической работы в комсомольской прессе, выступлений на комсомольских собраниях, конференция и съездах, на заводах и в шахтах сделали имя Жарова популярным и близким широчайшим массам рабочей молодежи.

Творческий путь Жарова характерен тесной связью его работы с жизнью комсомола. Его поэзия была всегда жизнерадостной и бодрой, она была проникнута комсомольским задором, наполнена неистощимой комсомольской энергией.

Стихи Жарова всегда отличались революционной устремленностью, боевой публицистической направленностью.

На всероссийском производственном поэтическом совещании было признано, что «в области поэзии имеется особый прорыв, чрезмерная кризисность перестройки» (Авербах). Сегодня нет оснований менять эту оценку положения на поэтическом фронте. Поэзия продолжает страдать недостаточной классовой заостренностью. Еще не преодолены в творчестве некоторых поэтов элементы литфронтовского рационализма и схематизма. Еще далеко не все поэты осознали всю серьезность проблемы перестройки мировоззрения. Жаров пришел в поэзию вместе с поэтами «второго призыва» - Безыменским и др. В то время, после первых дней нэпа, многие поэты не смогли понять смысла проводимой партией политики. Жаров вместе с Безыменским поднял тогда голос за переключение энергии комсомола на труд, на восстановление разрушенного хозяйства страны. И с первых же лет своего творчества он тесно связал свою работу с комсомолом.

Уже в 1924 году он пишет поэму о фабзавуче, за который так - упорно дрался комсомол. Немалую роль сыграла и его, широко известная, поэма «Гармонь», в которой он пытался поставить «проблему культурничества» в комсомоле. Эта поэма агитировала за подчинение всей культурной работы комсомола центральной задача - коммунистическому воспитанию молодежи. В своих стихах Жаров энергично агитировал за поворот комсомола к вопросам восстановления хозяйства страны и образования молодежи. Достаточно вспомнить историю комсомола, находившегося тогда «в периоде исканий», чтобы понять всю политическую значимость этой, работы поэта.

Нам попытаются возразить, что и для того периода творчество Жарова было на низком уровне. Однако говорить так - значит отвлекаться от исторического рассмотрения литературных явлений. В то время участок пролетарской поэзии был еще менее укреплен, чем теперь. Делая сравнительный анализ, необходимо признать огромное значение и заслуги творчества Жарова в комсомоле. Но, разумеется, это ни в коем случае не значит, что следует замазывать прошлые или настояние ошибки Жарова. Необходимо подвергнуть его творчество жесточайшей деловой критике, помогающей дальнейшему росту. Критика в свое время совершенно правильно отметила, что жаровские «стихи о любви», в которых любовь рассматривается им как «награда за труд», а женщина берется лишь как объект любви, несут на себе следы влияния мелкобуржуазной стихии. Особенно показательно в этом отношении весьма известное, идеологически вредное стихотворение «Мария Магдалина», знаменовавшее опасный срыв в творчестве поэта. Критика во - время сигнализировала об опасностях, стоявших на его пути.

Необходимо и в дальнейшем подвергать творчество Жарова серьезной товарищеской критике. Разумеется, задачам такой критики ни в коей мере не соответствуют яростные нападки на Жарова, перерастающие в травлю и идущие от некоторых его политических и творческих врагов.

Реконструктивный период поставил целый ряд новых, задач перед пролетарской литературой, и, в частности, ее поэтическим сектором. Он потребовал от пролетарской литературы активного боевого участия в борьбе за социализм, повышения ее идейной боеспособности.

Однако вся пролетарская литература и поэзия, в особенности, не сумела перестроиться в соответствии с новыми политическими задачами, поставленными партией. Комсомольское крыло пролетарской литературы страдало и страдает той же самой болезнью, что и вся пролетарская литература. Здесь мы имеем отставание, как по линии тематики, так и, в особенности, по линии мировоззрения. Творчество Жарова не является исключением. Он еще не перестроился в соответствии с новыми задачами пролетарской революции на данном этапе, хотя тенденция к такой перестройке у него налицо. Некоторые критики пытаются доказать, что Жаров перестраивается лишь тематически, что в перестройке мировоззрения Жаров не приступил. Обычно здесь его валят в одну кучу с Алтаузеном и Уткиным. Но если по отношению к Алтаузену и Уткину, поэтам мелкой буржуазии, будет правильно утверждение, что эти поэты приступили лишь к тематической перестройке, то по отношению к Жарову это совершенно неверно. Здесь может речь идти лишь о том, что уровень мировоззрения Жарова недостаточен для поэта - идеолога передового класса - на данном этапе пролетарской революции. Иначе дело обстоит с Алтаузеном и Уткиным. Их мировоззрение качественно отличается от мировоззрения Жарова, ибо они только по недоразумению могут быть названы пролетарскими поэтами. Все так называемые «актуальные» стишки этих поэтов являются образцом голой тематической пристройки к, новым задачам реконструктивного периода.

Совершенно прав поэтому тов. Сурков, когда пишет: «Несомненно, что из этой тройки Жаров должен быть выделен, и отношение к нему должно, быть иным, чем отношение к Уткину и Алтаузену, мелкобуржуазная природа которых достаточно ярко выражена в их стихах, и которые с рвением, достойным лучшего применения, пытаются, слегка замаскировав революционной фразой, протащить ее в сегодняшний реконструктивный день».

Однако Жарову свойственен ряд ошибок, которые несомненно имеют «уткинско - алтаузенские» корни.

Элементы эстетства, созерцательности, схематизма еще дают себя чувствовать в творчестве Жарова. Еще и теперь в его стихах чувствуются голые, абстрактные зовы «вперед», которых более чем достаточно в его стихах восстановительного периода. «Давайте шуметь над землей», это «клич молодости», которой сам по себе не содержит определенной классовой устремленности, еще продолжает звучать в некоторых его стихах. Не отделался еще Жаров и от другого крупного недостатка - неумения диалектически разрешить проблему личности и коллектива. Молодежь, как обезличенное целое, иногда продолжает выступать в его стихах.

Дальнейший творческий рост Жарова будет возможен лишь на основе решительного творческого размежевания с Алтаузеном и Уткиным. На такой путь Жаров уже встал. Об этом говорят его последние стихи.

В своей книжке «Великое состязание» Жаров ставит задачу показать подлинного героя нашей эпохи. Он ищет его на фронте борьбы за выполнение пятилетку среди передовых борцов за построение фундамента социалистической экономики.

Здесь был ты, как прежде, героем.

Скажи, не таи, не молчи –

В фундаменте новых построек

Лежат ли твои кирпичи?

Несмотря на наличие в сборнике ряда идейно насыщенных стихов, мы сразу сталкиваемся с чрезмерной абстрактностью и схематизмом, которые помешали Жарову выполнить поставленную им задачу. Политические лозунги поэт подчас не умеет перевести на язык конкретных живых образов. Его призывы звучат абстрактно, чересчур лозунгово.

«Завод перед заводом

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены