Ударный цех культуры

А Красов| опубликовано в номере №223-224, июнь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

I

На берегах бывшей гнилой речушки Таракановки, там, где стоял кабак «Любим», руками заставших пролетариев воздвигнут грандиознейший московско - нарвский Дом культуры им. М. Горького.

Построенный по последнему слову большевистской техники, Дом культуры впитал и себя все лучшее, чем только располагает арсенал культурной революции. Главный зал, вмещающий две тысячи человек, является интересным образцом архитектурного искусства. По своей кубатуре театр Дома не имеет себе равных ни в Ленинграде ни в Москве. Искусное расположение мест позволяет с любого из них одинаково видеть и слышать происходящее на сцене. Прекрасно оборудованную сцену нередко посещают лучшие театры Союза.

Правый концертный зал, левый концертный зал, два кинозала, физкультурный, зал, кабинет иностранцев, кабинет техники, методическая база, детская комната, столовая, типография, библиотека... Десятки учреждений. Пролетарская революция, преобразовавшая заставу, предоставила рабочим ключи от сокровищниц науки, искусства, техники.

По отшлифованным лестницам Московсконарвского дома культуры поднимаются ленинградские судостроители, краснопутиловцы, молотовцы к вершинам, пролетарской культуры.

В столе заведующего Домом культуры т. Печорского лежит объемистая книга «Для записи отзывов и впечатлений». Смешением сотен разнообразных почерков, смещением почти всех языков мира поражает это книга. Немцы, французы, китайцы, испанцы, мексиканцы, - все они осматривали Дом. Когда представитель трудовой лиги преподавателей Англии Г. В. Хокинс осмотрел богатейшие библиотеки Дома, когда он узнал, что 224 человека едва управляются с руководством многочисленными учреждениями Дома, когда ему сказали, что смета Дома культуры в 1932 г. выразится почти в 2 млн. рублей, мистер Хокинс мелким почерком записал в книге:

«Хорошо... единственное мое желание, чтобы наши рабочие могли повидать этот великолепный пример творческой работы советских рабочих, чтобы этим актом вдохновиться на борьбу за защиту рабочих прав и начать стройку городской культуры для самих себя».

Латинский шрифт чередуется с китайским, русским; вот пять корявых «русских» строк - выражение восторга ленинградских школьников; рядом - группа австралийских рабочих бисером латыни рассказывает об исключительно тяжелом положении пролетариата Австралии. Через несколько страниц над знакомой подписью «М. Горький» - краткое, но выразительное пожелание:

«Точно так же, как из стальной массы руки рабочих создают швейную иглу, перо для писателя, резец п сложнейшие машины, - так же рабочий класс должен создать из плоти своей мастеров и художников культуры».

В сотнях отзывов, приветов и пожеланий, за писанных в книге, представлены тысячи экскурсантов.

II

В «летописях» Дома записано что «первый год работы (1928) характеризуется культурничеством». Крутили фильмы, ставили пьесы и небольшой остаток внимания «ссужали» - массово - политической работе. Количество пропущенных фильм, театральных постановок было главным мерилом деятельности Дома. В течение первого года работы лишь 47 тысяч человек было охвачено массовыми мероприятиями. Огромные возможности оставались неиспользованными.

Возросшая активность масс, естественно, не могла удовлетворяться «киноподачками». Но - вые, повышенные требования предъявили рабочие «Красного путиловца», Северной верфи и других предприятий района к своему культурному центру.

1929 год явился началом крутого поворота Дома культуры лицом к конкретным задачам социалистического - строительства. В «год великого перелома» партия поставила перед рабочим классом задачу - дать 25 тысяч стойких руководителей перестраивающееся деревни. Московско-нарвский дом культуры ответил на призыв партии, конкретными делами: через сеть своих курсов подготовил он 1.600 «двадцатипятитысячников» - руководителей колхозного движения.

1929 год - год начала подъема всей массово - политической работы Дома. В этом году массово - политическими мероприятиями было охвачено уже 216.000 рабочих и их семей. В 1930 г. кривая охвата еще резче скакнула вверх. В 774 массовых мероприятиях участвовало около 600 тыс. человек. А за два месяца 1932 г. (не считая работы в цехах заводов) - 263 тысячи.

В пустовавших в первый год комнатах разместились многочисленные кружки и курсы...

С утра и до поздней ночи в Доме культуры копошится народ. Люди самых разнообразных призвании и специальностей находят здесь удовлетворение своих культурных запросов. В этом году два миллиона двести тысяч человек будут, охвачены одними только массовыми мероприятиями: Через одни только кабинеты - военный, антирелигиозный, иностранный, технический и др. - будет пропущено свыше 100 тыс. рабочих.

При Доме уже второй год работает первый в СССР рабочий факультет авиационной культуры, готовящий кадры младших специалистов для воздушного флота. В 1931 г. факультет подготовит из допризывников 40 мотористов и 16 фотографов - лаборантов. В этом году он выпустит 150 человек. Работающий четвертый год антирелигиозный университет дает району сотни воинствующих безбожников, способных организованно, на научной основе бороться с религиозным дурманом. Сотни воспитанников Дома культуры, пользовавшиеся образцовым консультационным пунктом, учатся в вузах и втузах Ленинграда. 10 тысяч человек пройдут через пункт в этом году.

«Большевики должны овладеть техникой». Овладеть техникой планирования и финансирования хозяйства, техникой производства сварных траулеров, маломощных турбин и еще целого ряда новых производств - так перевели рабочие города Ленина лозунг вождя на язык конкретных действий. Московско-нарвский дом культуры встал в первые шеренги бойцов за технику. Богатейшая техническая библиотека, технический кабинет предоставлены в распоряжение рабочих - ударников. Работают курсы иностранных языков с техническим уклоном, 35 фототехкоров учатся в специально организованном кружке. 240 бригадиров хозрасчетных бригад через специальные курсы овладевают «секретами» цехового и бригадного планирования. Разнообразие форм технической учебы позволяет охватить самые различные по уровню знаний группы рабочих. Через специально оборудованную «комнату технических головоломок» прививается любовь к техническим наукам.

III

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Когда ушел вожатый

Отрывок из нового романа «Изобретатели»

Как вы отобразите воспитание нового человека в нашей стране

Ответы советских писателей на анкету «Смены»