Бетховен на площади

А Воронцов| опубликовано в номере №229-230, сентябрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тогда возникает весьма грустный пейзаж: в окружении унылых подсолнухов - их три - развязная гражданка пляшет под неожиданный аккомпанемент песни: «Во саду - ли, в огороде». Это должно, по мысли бригады МВБ жел. дор, изображать обезличку на транспорте.

Славу советскому арифмометру иначе, как средствами оперы, будто бы выразить немыслимо. О бракованной продукции надо обязательно изменяться тоскливыми ариями. Такова практика другой бригады - машиностроительного завода им. Дзержинского.

Спрашивается:

- Откуда сие? Откуда у хлопца испанская грусть?

Откуда у одесских трамвайщиков («Мотор»), коммунистов и комсомольцев - талантливых актеров, среди которых один инженер, секретарь завкома, бригадир лучшей хозрасчетной бригады, - откуда у них склонность к патоке, к парфюмерной красивости, пивной, «румынской» музыке, где «Интернационал» уживается с фокстротом?

Разумеется не от органического порока. Суть в ином. Политическая трескотня на подмостках ведет к забвению художественного качества. В шуме и грохоте проскальзывает пошлость. Но это - расплата за окостенение.

Однако бывает хуже. Бывает, когда агитбригада становится громкоговорителем всяческой отсталости. Бригада ярцевских ткачей например считает важным негодовать по поводу естественного стремления рабочих к культурной одежде.

Застылость синеблузных методов сильно бьет по национальным формам социалистического искусства. Вот бригады - башкирская и мордовская. Никаких особенностей, своеобразия, специфики. У мордовцев хотя и национальные танцы, но они не включены органически в постановку.

Это кстати объяснимо. Ни Наркомпрос Башкирии, ли Башпрофсовет нежных чувств к самодеятельному искусству не питают. Даже секции специальной нет.

Зато бригадам воздается особая честь. Они составляют непременную рабочую силу в любой кампании, они же выполняют функции рупора очередных лозунгов. Но творческое начало от этого улетучивается.

Бессодержательная трескотня, проникающая в агитпропбригады, - тревожное предостережение драматургам, литераторам, художникам, деятелям профессионального театра, которые иск самодеятельного искусства и сотой процента не оплатили. Но если первосортные драматурги воротят нос от «второсортного» искусства, - находятся услужливые разносчики протухшей халтуры. И она, эта халтура, проникает в аудиторию миллионов.

Это конечно не хроническая болезнь агитпропбригад. Это - болячки. И при этом ими поражена только часть сектора.

Бесспорно агитпропбригады - это огромный плюс самодеятельного искусства. Они внесли в искусство политическую заостренность, злободневную насыщенность, действенность, оперативность. Это - элементы высокого искусства.

Хулителям агиток надо было бы увидеть насыщенное подлинным комсомольским темпераментом, полное молодой жизни, искусство таких бригад, как рыбинская (завод № 20), азербайджанских транспортников, бакинских грузчиков, кондопогажских бумажников. А разве «Колонне - Линке» или американская бригада Леноблпрофсовета не дают заявок на мастерство!

Те же рыбинцы в полнокровных образах сумели показать борьбу рабочего поселка за воду.

Башкиры блистательно раскрыли национальную форму в сцене «Отдых в колхозе» с помощью танцев и плясок.

Великолепные образцы тренировки демонстрировали девушки тюркской бригады, еще недавно чуравшиеся сцены.

Американцы в пьесе Хьюза, повествующей о шести юношах Скоттсборо, сумели создать напряженность действия.

Бригада немецких рабочих «Колонне - Линке» неизменно завоевывает многотысячного зрителя своим горячим сценическим чувством, своей способностью в скупом рисунке дать отлично очерченные, выпуклые фигуры. Даровитый актер, изображая голодного безработного, который колеблется, просить ли ему милостыню или нет, живет на сцене благодаря отличной мимике, продуманным жестам, выражающим многообразие переживаний.

Таков весь коллектив, у которого нет разрыва между политической актуальностью и мастерством сценического воплощения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены