Исторический пленум

опубликовано в номере №235, декабрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первый пленум оргкомитета Союза советских писателей, работы которого происходили в Москве накануне XV годовщины Октябрьской революции, войдет в историю развития советской литературы как крупнейшее событие, как знаменательная веха. На этом пленуме на основе апрельской резолюции ЦК партии о перестройке литорганизаций была в основном разбита групповщина, осуществлена консолидация коммунистических сил в литературе и создан единый союз советских писателей.

Писатели всех национальностей Советского союза, различных творческих направлений, но объединенные общим стремлением участвовать в великой социалистической стройке оружием своего мастерства, образовали единый фронт, противостоящий капиталистическому миру.

Апрельское решение ЦК партии с гениальной прозорливостью вскрыло противоречие между фактом перехода на позиции советской власти и социалистического строительства подавляющей массы писательской интеллигенции и рамками существующих литературных организаций.

Эти рамки тормозили серьезный размах художественного творчества в стране и создавали угрозу отрыва писательских кадров от политических задач современности. Групповая налитпостовская критика не заметила величайшего исторического перелома происшедшего в сознании старых кадров писателей, и продолжали наклеивать ярлыки на все те произведения, которые не соответствовали творческому методу этой группы. В то же время декларировался сугубо неправильный, политически вредный лозунг: «Союзник или враг».

Выступления на пленуме советских писателей показали, насколько правильно и благотворно для всего развития литературы Советской страны было решение Центрального комитета партии. Такие писатели, как Андрей Белый, Михаил Пришвин, заявили о своем горячем желании участвовать в строительстве социализма, работать под руководством партии.

Андрей Белый заявил, что он «обобществляет свой станок», он требовал, чтобы им руководили в его творческой работе профессора Коммунистической академии.

Михаил Пришвин, рассказывая о том, как его травила групповая критика раньше, до постановления ЦК, и какой радостный подъем он ощущает теперь, бросил с трибуны пленума следующие знаменательные слова.

- Я думаю, что нигде в мире нет такого покровительства писателям, какое существует у нас. Я думаю, что это необыкновенно. Сейчас вот ударничество пошло в литературу. Это замечательно глубокое явление. Я всю жизнь мечтал, что из низов пролетариата, из низов крестьянства будут выходить поэты.

Доклад на пленуме т. Кирпотина о советской литературе к 15 - летию Октября ярко показал, насколько эта «мечта» стала уже фактом. Советская литература - наиболее мощная, богатая, оптимистическая литература в мире. Новаторство содержания и формы, которым отмечены многие произведения литератур Советского союза (русской, украинской, белорусской, тюркской и др.) оказало огромное влияние на литературу Запада и Америки.

Лучшие представители буржуазной литературы под влиянием решающих побед социализма в Советской стране рвут нити, связывающие их со старым обществом, по - новому истории литературы, и образуют единый фронт с советскими писателями.

За последние годы выросла пришедшая в литературу молодежь. Тов. Кирпотин называл имена: Смелякова, Васильева, Германа, Протвы, Черненко и других, начавших работать всего два три года назад и уже давших ряд ценных произведений.

В то же время критика отстает от роста литературы. Наша критика, достигшая крупных успехов в борьбе против воронщины, литфронтовщины и других враждебных течений, должна теперь заняться повышением идеологического и художественного качества произведений.

Встает вопрос о выработке пролетарской эстетики, о разработке жанров. Все это потребует огромного внимания партии, комсомола к подготовке кадров марксистски образованных и хорошо знающих литературу критиков.

На пленуме выступали представители руководства бывш. РАПП. Если в выступлениях тт. Чумандрина, Либединского, Фадеева была дана безоговорочная большевистская критика ошибок бывшей РАПП, то в выступлениях другой части бывшего рапповского руководства (тт. Авербах, Киршон, Макарьев) явственно прозвучало желание оставить для себя возможности для маневрирования, как это отметил в своем заключительном слове председатель оргкомитета Союза советских писателей т. Гронский. Эта вторая часть с трудом еще перестраивается.

На пленуме были поставлены во всю широту теоретические проблемы литературной практики. Важнейшей из них является проблема социалистического реализма. Лозунг социалистического реализма требует от писателя показа правды нашей действительности.

Социалистический реализм - это не бытописательство и не фактография. Это такой творческий метод (отнюдь не единственный), который берет действительность во всей ее полноте, во всех противоречиях и в то же время вскрывает ведущую тенденцию развития. Социалистический реализм - это реализм нашей борьбы, в которой немало трудностей, но трудностей переходных, преходящих. Это реализм той борьбы, которая все сильней и сильней разрушает старый мир и приближает время осуществления бесклассового общества коммунизма. «Тенденциозность» в творческом методе социалистического реализма есть «тенденциозность» объективной действительности. Именно поэтому метод революционного романтизма, для которого особенно характерно отталкивание от будничных фактов, заглядывание в будущее, не есть что - то кардинально противоположное методу социалистического реализма. Метод романтизма тесно связан с методом социалистического реализма и является как бы его частью. Для нас особенно важно создание таких произведений, которые увлекли бы молодого читателя романтикой покорения пустынь и степей победоносным социалистическим трудом, романтикой научных социалистических дерзновений, романтикой борьбы с классовым врагом вовне и внутри страны.

На пленуме был также поставлен вопрос о необходимости всемерного развития драматургии в связи с возросшим исключительным значением театра как орудия социалистической культуры. Пролетарские драматурги уже создали ряд значительных произведений («Страх» Афиногенова, «Светите звезды» Микитенко, «Неизвестные солдаты» молодого украинского писателя Первомайского и др.), но это бесконечно мало в сравнении с теми требованиями, которые идут из широких масс рабочих и колхозников.

Важнейший итог пленума - сплочение всех советских писательских сил под руководством большевистской партии, ликвидация в основном групповщины, создание единого союза советских писателей всех национальностей СССР.

Под этим знаком наша литература построит свои Магнитострои и Днепрострои и станет вровень с великой эпохой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены